Яндекс.Метрика

Премьера Челябинского молодёжного театра помогает верить в добро

Фото Премьера Челябинского молодёжного театра помогает верить в добро
Фото: Игорь Шутов

В Челябинском молодёжном театре накануне премьеры постановки «Яна всем нравится (нет)» состоялся генеральный прогон. О новом спектакле представителям прессы рассказали режиссёр-постановщик Дмитрий Писарев и главный режиссёр Молодёжного театра Иван Миневцев.

Пьеса Игоря Витренко «Яна всем нравится (нет)» стала победителем III лаборатории современной пьесы о/для подростках/ов «Своя территория» (проект делает Северный театр имени М.А. Ульянова в Таре). Главной темой этой созданной совместно с подростками пьесы стал буллинг – школьная травля.

Фото: Игорь Шутов

Чем же интересна пьеса Игоря Витренко?

«Витренко - голос поколения. Пьеса как победитель конкурса «Своя территория» отражает многие поколенческие проблемы. Это новый этап пьес про буллинг, авторы пытаются найти выход из этой истории жуткой и в этом новое слово пьесы... Суперважно, что пьеса писалась совместно с подростками... Это самая честная подростковая драматургия», – отметил уникальность пьесы главный режиссер Челябинского молодежного театра Иван Миневцев. - Вообще это главное дело театра вскрывать внутреннюю жизнь человека. Это непосредственная задача театра. Есть что играть, есть что думать. Пьеса – яркий пример новейшей драматургии», - добавил он.

Для лучшего понимания новой пьесы в Молодёжном театре существует традиция лабораторного исследования текста.

«Непосредственно всегда пытаемся говорить со зрителями... нам важна обратная связь. Мы должны чувствовать актуальность, понятность. Чтобы не было выстроено железной стены между театром и зрителем. Эту стену железную нам хочется рушить, поэтому сначала чтение пьес с теми людьми, которые сидят в зале. Это буквально нитка от создания спектакля до конца. Это конечно суперважно», - говорит главный режиссер.

Фото: Игорь Шутов

По мнению Ивана Миневцева, театр не имеет права давать ответы. Но в этом спектакле есть очевидный ответ: надо обращаться к специалисту, ребенку одному с такой проблемой не справиться.

«Светлая сторона» пьесы в том, что театр может дать выход. «Мы говорим ребятам: «мы понимаем». Мы от этих проблем не отмахиваемся, не говорим, что это ерунда какая-то. Это проблема, проблема серьёзная! Давайте поговорим, обсудим. Есть решение. Это всё заложено в литературе, - поясняет замысел пьесы режиссер.

Режиссёр проделал большую работу, делая литературный текст набором визуальных образов. Спектакль «Яна всем нравится (нет)» предстаёт перед зрителями одновременно ярким и минималистичным. Одни и те же декорации с помощью поворотного круга преобразуются в спортивную площадку, школьный коридор – в жилую комнату главной героини. Чтобы было понятнее, где именно происходит действие, под верхним краем сценического пространства появляются надписи-субтитры, выполненные стилизованными буквами: «река, весна, лёд» или «комната Яны».

Происходящее немного напоминает анимацию – картинка кажется яркой, немного плоской, слегка утрированной. Школьники-подростки одеты непривычно и используют яркие аксессуары и грим; взрослые стилем одежды и манерой поведения напоминают военизированную охрану мест заключения – недаром сетка спортивной площадки может нависнуть над головой героини решёткой в окне комнаты. Звучит весёлая музыка, сцены школьной травли дополняются хореографией.

Чем вызваны необычные сценические решения? – задались вопросом журналисты.

«Как по мне, так они вполне обычные. Азиатские эти тренды... Это сейчас достаточно популярная вещь и как раз у подростков, - говорит режиссер-постановщик Дмитрий Писарев. - Хотелось попробовать, прикоснуться к этому. И вообще сама масочная природа всего этого дела имеет отношение к этой теме: к тому что мы крутые, мы не доверяем взрослому миру... Не то чтобы мы особые... Они не верят в нас, а мы не верим в них... Я вообще считаю, что в любом коллективе, причём неважно, подростковом, детском, или взрослом, который остаётся...без авторитетной фигуры, стержня, что ли, в любом коллективе начинается то же самое, абсолютно...

Буллинг хотим мы того или не хотим, достаточно естественное явление. Почти нет людей, которые с ним не встречались в том или ином виде. Сталкивались с этим практически все. Это человеческая природа – стремление к доминированию. А здесь вся пьеса про шестнадцатилетних подростков у которых пришла весна, нужно распушить свои перья перед противоположным полом! Мне кажется, такая причина. И если оставить это на самотёк, то всё происходит именно таким образом. Поэтому я говорю, что это естественный ход вещей. Не нужно забывать, что в нас очень глубоко сидят обыкновенные обезьянки, которые хотят внимания, хотят добиться вон того мальчика (потому что история у нас женская)».

Показать живые переживания в условно-пластмассовом мире, построенном по лекалам паназиатской анимации, задача непростая. Однако актёры неплохо справляются с режиссёрским заданием. Яна (актриса Алёна Свиришевская) кажется не по годам взрослой и нервной – можно поверить, что она в любом коллективе окажется потенциальной жертвой. Кира (Елена Сатаева) выглядит агрессивной, жёсткой и одновременно уязвимой; манерная Полина (Марина Депутатова) выглядит вполне состоявшейся стервой. Трудно удержаться от симпатии к обаятельному и слегка недотёпистому Аркадию (Владислав Косиков).

Фото: Игорь Шутов

Следует отметить, что практически все ведущие роли поделены на двоих – двойной состав объясняется большими эмоциональными нагрузками на актёров.

Пьеса, несмотря на очень болезненную тему, кажется чередой ярких вспышек – эмоционально-насыщенные сцены перемежаются сценами просто забавными или выстроенными как соревнования по рукопашному бою; есть хореография, есть выверенные движения и фотографически-выстроенные ракурсы – съёмка на телефон здесь – важная часть сюжета. В некоторой «мультяшности» происходящего также видится заслуга режиссёра: мир подростков со стороны кажется одним сплошным мультфильмов, но в мире нарисованных героев легко быть жестоким – у покемонов кровь ненастоящая.

Если говорить о пьесе в целом, кажется, в ней есть одно большое достоинство и одно небольшое лукавство, впрочем, свойственное любому художественному произведению, всегда отличному от противоречивой, неоднозначной, трагически незавершённой жизни.

Удачей спектакля «Яна всем нравится (нет)», поставленного режиссёром Дмитрием Писаревым, видится то, что вопреки всем лозунгам и волнам он всё-таки не про буллинг – здесь не столько тема, сколько подтема, контрапунктом следующая за главным лейтмотивом.

Главная проблема, с которой сталкивается Яна, это её одиночество и неумение наладить общение со сверстниками: «тебя никто не любит» – заявляет девушке один из взрослых в самом начале истории. У истории счастливый, немного сказочный («мультипликационный») финал не только потому, что взрослым специалистам удалось решить проблему затравленного подростка, но в том, что она сама смогла сделать шаг к людям и встретила любовь, ведь даже настоящая дружба, по утверждению древних греков, одна из разновидностей любви.

За чудо любви можно простить многое, даже несколько скомканный финал спектакля. Беглой скороговоркой зрителям объясняют, что школьный психолог смог провести чудесный тренинг, что добрые чиновники поменяли половину администрации и педагогов в проблемной школе и всё – буллинг побеждён. Конечно, проблема школьной травли не решается в одночасье и требует комплексных усилий, а не просто вмешательства самоотверженного психолога (не зря друг Яны, переживший далеко не один буллинг, Аркадий меланхолично комментирует «тебе повезло»).

Спишем некоторую условность очередной победы добра нал злом на ограниченность художественных средств – театр, как говорил об этом Дмитрий Писарев, только честный наблюдатель.

В спектакле «Яна всем нравится (нет)» нет инструкций по искоренению буллинга. Более того, он честно предупреждает, что таких инструкций нет в принципе, каждый случай индивидуален. Зато в спектакле есть разговор о взрослых проблемах маленьких людей, о том, что настоящее зло — это одиночество, а любовь и приятие можно приобрести вовсе не потому, что ты какой-то особенный.

Интересно, что подростки из числа зрителей восприняли спектакль как интересную «жизненную» историю. Выходя из театра, они сравнивали увиденное с сериалом «Школа» и отмечали, что в увиденном «были отдельные зрелищные моменты».

Сразу после генерального прогона состоялось обсуждение премьеры с воспитанниками из детских домов и их наставниками из Фонда 2020 (Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив 2020). Подростки спрашивали прежде всего про отдельные составляющие увиденной истории – почему образы напоминают анимацию, можно ли считать историю универсальной, отчего взрослые на сцене кажутся слегка картонными.

Не образы, а суть происходящего на сцене больше всего тронула взрослую зрительницу. Одна из присутствующих на прогоне зрительниц призналась, что для неё спектакль «Яна всем нравится (нет)» стал настоящим откровением – она и не подозревала, в каком мире живут дети, в том числе её собственный ребёнок.

«Яна всем нравится (нет)» напоминает, что в мире, где живут подростки, есть жесткость, одиночество, буллинг, но также возможны доброта, дружба, любовь.

Над финальной сценой мерцают титры «Весна. Лёд растаял». Разбить лёд отчуждённости можно всегда – и в этом главный урок новой премьеры Челябинского молодёжного театра. «Яна всем нравится (Нет)»: этот спектакль не только для подростков.

Комментарии 0
    Новости по теме Челябинский молодежный театр