Яндекс.Метрика

Буллинг как проблема современной школы: детям важно, чтобы их услышали

Фото Буллинг как проблема современной школы: детям важно, чтобы их услышали

В январе этого года два случая школьного буллинга в Челябинской области привлекли внимание СМИ и стали поводом для новой законодательной инициативы.

Депутат Государственной думы от Челябинской области Яна Лантратова считает, что для решения проблемы школьной травли необходим новый законопроект.

Как ранее сообщало агентство «Урал-пресс-информ», в Златоусте ученица четвертого класса стала жертвой издевательств сверстников. Материал о происходящем в школьных стенах может служить типичным примером травли подростками своей одноклассницы.

Жертва травли – ученица четвертого класса 90-й школы, которая попросту боится ходить на занятия. Автор публикации – мама девочки, которая рассказывает, что ее дочка систематически подвергается оскорблениям и насмешкам со стороны одноклассников. Длится это не один день, а классный руководитель, по утверждению обеспокоенной мамы, никак не помогает исправить ситуацию.

Как отмечалось в материале, «по итогам проверки будет решен вопрос о принятии мер прокурорского реагирования» – случай школьной травли потребовал решения, выходящего за рамки компетенции школы.

Проблема школьного буллинга в России должным образом до сих пор не изучена, и само это слово иностранное. При этом из года в год повторяются слова о том, что более половины школьников в России сталкивались с буллингом и меньше трети из них рассказывают о проблеме взрослым. Ситуация усугубляется тем, что в девяноста процентах случаев речь идёт о психологическом насилии, а дать чёткие критерии моральному ущербу даже самому пострадавшему бывает непросто. Насколько нова проблема и есть ли возможность её решения до того, как законодатели введут буллинг в юридические рамки?

Буллинг свойственен не только школе, хотя судя по всему именно травля в подростковой среде становится наиболее опасной и привлекает наибольшее внимание. Достаточно вспомнить роман Уильяма Голдинга «Повелитель мух» (1954), в котором коллектив учеников-подростков, оказавшийся в принудительной изоляции, быстро превратился в подобие волчьей стаи. Но вообще-то травля слабейших свойственна не только людям и не обязательно хищникам – недаром слово «буллинг» придумал учёный-этолог Конрад Лоренц, наблюдая за повадками травоядных буйволов. Собственно, от слов «буйвол, самец, бык» (bull) и произошло слово «буллинг» (bullуing). В начале ХХ века Конрад Лоренц первым обратил внимание на сознательное уничтожение парнокопытными отдельных членов стада, а в конце ХХ века стадные инстинкты в сообществе детей и подростков описал шведско-норвежский психолог Ден Ольвеус, первым назвав «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение» тем самым словом: буллинг.

В России XXI буллинг стал одной из самых зловещих школьных проблем, но всё-таки только «одной из». Говорят, ещё основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал школу местом, неизбежно порождающим случаи агрессии, насилия, суицидов. Основная причина – незрелость детской психики. Помощь в становлении личности всегда оказывали педагоги, и, если в современной российской школе всё больше внимания уделяют проблемам учеников, то, возможно, это следствие недостатка внимания к проблемам учителей.

Так, в резонансном случае с травлей Златоустовской школьницы информация о ситуации впервые появилась 26 января 2024 года в паблике «ЧП/ДТП Златоуст» в социальной сети «ВКонтакте». И сразу вызвала множество комментариев. В комментариях проблема высветилась с самых разных сторон, но очень часто вина за случившееся возлагалась на педагогов и, прежде всего, на классного руководителя. Обращает на себя внимание, что при этом очень часто использовались «непарламентские» выражения:

«Мое мнение такое. В данной ситуации виновата только учитель начальных классов! Была бы она человечная и уважающая своих учеников, такого точно не было! Получается, как у животных, выживает только сильнейший зверь!»;

«Этого учителя поганой метлой гнать из школы надо!»;

«Все зависит от классного руководителя»;

«Весь климат в классе зависит от классного руководителя, наверное, хорошие подарки получает, поэтому под их дудку пляшет или основные обидчики её приближённые»;

«Это всё допускает и одобряет училка позорная, это не педагог, это продажное животное!».

Здесь кажется показательным логическое противоречие между требованиями к учителям со стороны авторов комментариев (возможно, родителей, учащихся той же школы) и проявленным ими же неуважением – от педагогов ждут решения сложнейшей проблемы и одновременно отказывают в авторитете учительской профессии. Судя по выражениям «училка позорная» и «продажное животное», учитель сегодня не пользуется моральной поддержкой родительского сообщества. Хотя, как минимум отчасти, поведение детей в школе связано с их поведением дома.

Школа – это не парты, учебники и домашние задания. Школа — это особая среда, место взаимодействия педагогов и учащихся, уникальная возможность для развития. Похоже, что для решения школьных проблем действительно нужна системная работа.

В одном из исследований последнего времени («Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы») авторы обращают внимание на разницу в данных по количеству случаев травли в разных школах и предполагают, что это связанно с психологической атмосферой в конкретном учебном заведении:

«Чем же объясняются различия между школами по частоте буллинга, почему в одних школах травли практически нет, а в других более половины учеников считают себя жертвами? Выявление причин таких различий — первоочередная задача дальнейших исследований. Возможное объяснение кроется в том, что школы различаются между собой школьным климатом...» (В.А. Иванюшина, Д.К. Ходоренко и др.).

Можно предположить, что чем меньше школа будет походить на остров-тюрьму Голдинга или увиденное Лоренцом стадо крупнорогатых – тем меньше в ней будет случаев буллинга. И больше человеческого.

В Челябинской области запущено два проекта для решения проблемы буллинга «Дети в интернете» (для родителей, детей и педагогов проводятся тематические семинары) и «Почта доверия».

Проект для детей и подростков «Почта доверия» был основан на инициативе старшеклассницы из Чебаркуля. Он призван помочь детям Южного Урала получить быструю и анонимную консультацию профессионального психолога. Его поддержали губернатор Алексей Текслер, Фонд социальных, культурных и образовательных инициатив-2020 и минобразования региона.

«Когда я была первый раз в Чебаркуле, во время встречи в «Точке роста» ко мне подошла десятиклассница, с которой мы обсуждали проблему школьной травли. Девочка сказала, что у нее есть идея, как бороться с этим явлением. Она назвала проект «Ящик доверия» и предложила установить в школе ящики, куда дети анонимно будут бросать вопросы. Так они смогут поделиться проблемами, о которых не готовы рассказывать взрослым. Психолог публично зачитывает ответы, и дети видят, что эти люди компетентны, им можно доверять», - рассказывала Яна Лантратова на одной из программ «Большая редакция», после чего получила огромное количество писем из школ Челябинской области – из Южноуральска, Миасса, Златоуста. Дети сказали, что тоже хотят такой проект.

В ноябре-декабре 2022 года проект протестировали в шести школах Южного Урала. От детей поступило 106 анонимных вопросов.

За 2023 год от детей было получено почти 4000 обращений.

Чтобы обратиться за анонимной помощью, учащиеся могут пользоваться «Ящиками доверия», которые устанавливаются в школах, либо электронным сервисом «Почта-доверия.рф».

«Благодаря «Почте доверия» ты можешь поделиться своими тревогами, переживаниями, страхами и сомнениями. Ты можешь рассказать о том, что волнует тебя и твоих близких», - обращается к детям и подросткам сайт «Почта-доверия.рф».

Чаще всего ребят волнуют: тревога, чувства и эмоции — примерно по 700 вопросов по каждому пункту; любовь и одиночество — по 500 вопросов; взаимоотношения с родителями и экзамены — более 400 вопросов.

«Очевидно, что проект востребован. Внештатные педагоги-психологи Челябинской области — это помощники, которые выслушают, подскажут, сориентируют. Ситуации в школах и семьях могут быть разные, а реакция детей и подростков — непредсказуемой, - высказала свою точку зрения вице-губернатор Ирина Гехт.

Проект «Почта доверия» может способствовать профилактике буллинга, в то же время очевидно, что количество разовых сообщений не соотносится с общим количеством учащихся в Челябинской области. По информации комитета по делам образования Челябинска, в 2023 году только в системе общего образования южноуральской столицы действовало 130 общеобразовательных учреждений, где получали образование около 154 тысяч детей. Но главное все же – это то, что положено начало диалогу учителей и детей, учителей и родителей, психологов и детей, и у детей появился шанс, что в школе их услышат.

Комментарии 0
    Новости по теме травля