Яндекс.Метрика

В Челябинске говорят об иконах и показывают «Уральское чудо»

Фото В Челябинске говорят об иконах и показывают «Уральское чудо»
Фото: Алексей Панин

В Челябинске Государственный исторический музей Южного Урала продолжает цикл лекций «Мир вокруг Невьянской иконы».

В минувшую пятницу, 12 апреля, на площадке музея прошла лекция на тему «Золотой век невьянской иконы: ведущие мастера конца XVIII – первой половины XIX века».
Цикл лекций помогает создать контекст выставки «Уральское чудо. Святые лики» и приблизиться к пониманию сложного феномена Невьянской иконы.

Лекцию «Золотой век невьянской иконы: ведущие мастера конца XVIII – первой половины XIX века» провела Алина Хионина - научный сотрудник сектора русского искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ЕМИИ). Рассказ о трёх династиях невьянских иконописцев Богатырёвых, Малыгановых, Чернобровиных позволил проследить эволюцию невьянской иконы на протяжении более полувека.

«На территории Невьянского завода было поморское общежительство [старообрядцев]. Начиная с середины XIX века преобладают представители беглопоповского согласия. И собственно крупнейшие династии невьянских иконописцев принадлежали беглопоповскому согласию. Благодаря смене религиозной парадигмы происходит смена стиля невьянской иконописи, с ориентацией уже не на поморские образцы, а на образы ярославской иконы», - рассказала Алина Хионина.

Сопровождая лекцию слайдами с изображением тех или иных икон, она смогла наглядно показать, как в одном образе переплетались история, иконопись, особенности старообрядчества. Так, например, «старая вера» сохранила на иконах многие сюжеты Средневековой Руси, а Урал стал не только родиной новой иконописной школы, но и отразился в работах иконописцев характерными ландшафтами и неповторимыми красками.

Рассказывая о привезённой в Челябинск из ЕМИИ, «лечебной иконе» «Царь царем» с предстоящими избранными святыми (написанной в мастерской Богатырёвых), Алина Хионина наглядно показала, как воплощается народная вера в то, что лучшее лекарство - это молитва: на иконе собраны святые помогающие, по народным поверьям, от той или иной болезни (и святитель Пантелеймон, помогающий от всех хворей разом).

Богоматерь «Благодатное небо» иконописца Ивана Чернобровина, происходящая из Никольской единоверческой церкви Невьянского завода, стала ярким примером воплощения религиозных сюжетов на местной почве. Напоминающая об апокалиптической «Жене, облачённой в солнце», уральская иконописная Богоматерь выполнена на золотом, праздничном фоне и в обрамлении пышных цветов (что как раз является особенностями Невьянской иконы).

Каждая икона является иллюстрацией к тем или иным сюжетам Святого Писания, «Библией в красках», но, что не менее интересно, - иконы позволяют судить о проявлениях культуры в целом. Невьянская икона, – это духовный феномен региональной уральской культуры, той «горнозаводской цивилизации», которая не вполне очевидна внешним исследователям, но зрима каждому внимательно и благоговейно вглядывающемуся в «святые лики».

Лекция Алины Хиониной о феномене Невьянской иконы проходила в рамках действующей выставки «Уральское чудо. Святые лики», которая будет работать в Историческом музее Челябинска до 12 мая 2024 года.

Комментарии 0
    Новости по теме Государственный исторический музей Южного Урала