Яндекс.Метрика

Уральский импрессионизм Александра Бердюгина

Фото Уральский импрессионизм Александра Бердюгина
Сергей Белковский

За долгую жизнь в искусстве челябинского художника Александра Бердюгина никогда не называли импрессионистом.

Хотя этот взгляд и подход видится практически в каждой из его работ, представленных на открывшейся вчера, первого февраля, персональной выставке «Люблю тебя, родной Урал» в выставочном зале Союза художников.

«Только сегодня на вернисаже услышал, что яимпрессионист, точнее продолжатель этого знаменитого подхода в живописи. Раньше никто мне об этом не говорил», - заметил Александр Бердюгин.

Любопытно, что выставка челябинского «импрессиониста» открылась рядом с другой, уже ставшей хорошо известной в городе экспозицией русских импрессионистов.

Напомним, в Челябинском государственном музее изобразительных искусств продолжает работать выставка «Импрессионизм в России. Живопись из собрания Государственного Русского музея». Представлены работы Ильи Репина, Исаака Левитана, Игоря Грабаря, Константина Коровина, Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского.

Если в Челябинске есть любители импрессионизма, а они, безусловно, есть, о чем говорит привезенная выставка картин, то для них открывшаяся экспозиция «Люблю тебя, родной Урал» может стать приятным событием. И быть может, открытием автора в любимом жанре.

Есть у новой выставки еще одна «краска», на которую стоит обратить внимание в этих заметках. Выставка посвящена 90-летию образования Челябинской области.

Художник Бердюгин мог бы сделать выставку из работ, посвященных Северу нашей страны, где он прожил двадцать лет. Но на экспозицию специально отобрал этюды и картины, в которых отразился Урал со своими лесами, горами и деревеньками.

Я ходил по выставке и ловил себя на ощущениях приятных и радостных. Говорил не с одним из зрителей – те же ощущения были и у них. Значит эта выставка добавит в «картину Урала» позитива, радостного цвета, что уже само по себе ценно и значимо.

А потом ходил по выставке с художником. Говорил, что у меня чувство, словно он пишет, будто играет красками, так делают, наверное, дети. Александр Трофимович на это улыбался: «Не думал, может быть».

«Природа разная и язык у природы разный. Это влияет и на мазок: широкую кисть надо брать или тонкую, чтоб вырисовывать детали. Бывает, что туман ляжет над водой, как огромное пушистое одеяло. Тогда берешь широкую кисть и от края до края размазываешь это облакоТак природа диктует свой язык», - замечает художник.

Из названий под этюдами узнаем знакомые места – это рядом с окраиной Челябинска, это окрестности села Тюлюк, это в Миньяре. А на работах художника нет фотографического сходства, есть другое – словно читаешь стихотворение о знакомом тебе месте, только написано оно не словами и чернилами, а красками и мазками.

Александр Бердюгин родился осенью 1945 года в Челябинске.

В школьные годы занимался в студии в Доме пионеров. Закончил художественное училище в Саратове и Московскую художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова.

По распределению оказался в Архангельске, где встретил супругу и прожил там 20 лет.

В 90-е годы художник вернулся с семьей в Челябинск, где продолжает заниматься живописью. Его работы хранятся в музеях Архангельска, Северодвинска, Мурманска, в частных коллекциях в России, Норвегии, Германии, США, Сингапуре.

Спросил: не просятся ли в пейзажи люди?

«В последнее время появилось у меня такое желание, чтобы человек присутствовал в природе», - согласился художник.

И вспомнил такую историю, когда мы подошли к работе «В дремучем лесу»:

«У меня был хороший друг, мы с ним за партой сидели с первого класса. Мы много общались, когда я вернулся в Челябинск. Сидели как-то разговаривали, а он в профиль на бабу-ягу похож. Я говорю: «Дай-ка я тебя в картину врисую». И как-то органично он в картину вписался».

Есть и другие тайны и загадки в картинах челябинского художника. Главные из них – это краски, какими он передает свои впечатления от увиденного на природе Южного Урала.

Комментарии 0
    Новости по теме Выставочный зал Союза художников