Яндекс.Метрика

Крепче стали: в Челябинске в День Победы показали фильм об уральских танкистах

Фото Крепче стали: в Челябинске в День Победы показали фильм об уральских танкистах
Фото: ВИК «Дивизион»)

В Челябинске в кинотеатре имени Пушкина в День Победы прошёл некоммерческий показ фильма об уральских танкистах-добровольцах.

Фильм «Уральская ярость: „Черные ножи“ — освободители Европы» это ещё одна возможность вернуть долг памяти героям Великой Отечественной и напомнить о героической истории Уральского добровольческого танкового корпуса.

Уральский добровольческий танковый корпус был создан на переломе Великой Отечественной войны (1941-1945), в дни окончания Сталинградской битвы. Первые танки челябинской бригады пошли по улице Кирова в символичный для Родины день – девятого мая. Корпус принял участие в сражениях на Курской дуге, крупнейших танковых битвах мировой истории, за боевые заслуги уже 1943 году был преобразован в 10-й Гвардейский.

Подвиг уральских добровольцев-танкистов в последнее время всё больше привлекает внимание общественности.

Накануне Дня Победы, как об этом сообщало информационное агентство «Урал-пресс информ», на площадке Объединенного государственного архива Челябинской области состоялась презентация книги «И нам уроки мужества даны…: подвиг уральских добровольцев-танкистов».

В День Победы сразу несколько челябинских кинотеатров демонстрировали фильм «Уральская ярость: „Черные ножи“ — освободители Европы».

Фильм постепенно погружает нас в военное лихолетье и начинается с бытовой сцены на Златоустовском часовом заводе, где в разговоре двух рабочих впервые звучит грозное: «чёрные ножи». Именно это обозначение станет неофициальным названием корпуса, именно так будут называть уральских танкистов немецкие солдаты.

Следует отметить, что несмотря на то, что словосочетание «чёрные ножи», своеобразный символ и яркий образ, вынесено уже в название фильма, в центре повествования здесь человеческие судьбы. Киноповествование начинается с истории рабочего Константина Воронина и заканчивается сообщением о его подвиге, «спасшем сотни человек». Такой подход создателей фильма вызывает уважение и позволяет видеть в кинокартине нечто большее, чем просто рассказ о ножах и танках.

Также возможность следить за военными приключениями тех, кто вопреки приказу отказался отступать, заколол в поединке немецкого генерала (тем самым «чёрным ножом») или первым ворвался в Берлин, объявленный «неприступной крепостью», - всё это позволяет зрителю сохранить интерес до конца фильма и даёт основания рассчитывать на внимание подростковой аудитории.

Фильм отличает довольно неровная подача материала, художественные эпизоды перемежаются с кадрами чёрно-белой кинохроники, а та, в свою очередь, дополняется анимацией, напоминающей комикс. Такая стилистика кажется довольно спорной – то мы наблюдаем за реальными историческими персонажами, видим жителей Челябинска, провожающих на фронт танкистов-добровольцев, то смотрим, как участники военно-исторического сообщества старательно изображают войну, то с помощь картинок нам наглядно показывают, как много денег собрали уральцы на формирование корпуса: 70 миллионов рублей (это большая стопка денег), что сегодня составляет примерно шесть миллиардов рублей (очень большая стопка денег).

Здесь можно вспомнить что автором идеи и продюсером фильма выступил Роман Грибанов, в фильме он позиционируется как специалист по военной истории Челябинска – для чего есть достаточные основания.

В 2020 году к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне при поддержке Фонда президентских грантов за авторством Романа Грибанова вышла книга «Боги войны из Челябинской области. Они спасли мир». Здесь также фотографии соседствуют с комиксами, а реальные факты военной истории изложены емким, образным языком. Как признавался автор, язык книги сложился в попытках изложить историю Великой Отечественной сыну, двенадцатилетнему подростку, для которого была важна не фактография, но «история подвига».

Неровная, яркая стилистика книги (кроме прочего, «Боги войны» - это книга дополненной реальности) делало её направленной, прежде всего, на подрастающее поколение, что, конечно, не умаляет исторической точности приведённых в ней фактов.

Здесь фильм, в чём-то продолжая тенденцию, заданную книгой (рассказывать «историю подвига» для подростков, но не только), оказался и более зрелищным, и более глубоким. Не зря консультантами фильма выступили те же люди, которые готовили научное издание об уральских-танкистах добровольцах «И нам уроки мужества даны». В создании сценария фильма принимали участие сотрудники Объединенного государственного архива Челябинской области — Николай Антипин (кандидат исторических наук), Александр Лымарев (кандидат исторических наук), Елена Рохацевич и Галина Кибиткина. Научную консультацию оказывали челябинские историки — Владимир Павленко (кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук), Игорь Ковшов, Павел Лопатин.

Фильм - в целом плод большой коллективной работы: наличие в кадре бойцов Красной армии и солдат Вермахта обеспечивали ВИК «Дивизион», молодежное военно-патриотическое объединение «Воин», участники военно-исторического клуба «Эхо войны». За компьютерную графику, анимацию и художественное оформление отвечали специалисты из Челябинска, Екатеринбурга, Рыбинска и Владивостока. Аутентичные иллюстрации создали челябинские художницы Мария Харина и Анна Полянская. Поддержку оказывали артисты Челябинских театров, композиторы и поэты из Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи.

В саундтреке фильма звучит советская «дворовая песня» «По полю танки грохотали» и немецкая солдатская песня «Лили Марлен» в исполнении гениальной Марлен Дитрих. Специально для фильма «Уральская ярость» была написана песня для танка – если «тридцатьчетвёрки» пели, штурмуя Берлин, то сегодня мы можем услышать слова такой песни. Сведением саундтрека занимался звукорежиссер челябинского академического тетра драмы Олег Стерхов. Закадровый текст читал актер «Нового художественного театра» Алексей Зайков.

Фильм «Уральская ярость» - не кинохроника. Здесь есть художественная броскость и авторская оценка происходящего: мы слышим, что в сорок третьем добровольцами на фронт шли «не авантюристы и романтики» - и совсем иначе воспримется сцена прощания рабочего с невестой, её слова о том, что она тоже готова сражаться рядом с любимым.

Мы слышим, что последним эпизодом войны для уральских танкистов стало освобождение Праги – а потом закадровый голос добавляет, что вплоть до падения Берлина во всей Чехословакии спокойно трудились на благо Гитлеровской Германии, совсем не мечтая об «освобождении»: и история Второй мировой играет непривычными красками.

Фильм идёт полчаса, он доступен для просмотра на уроке истории в школе, и его основное достоинство - в доступности для поколения «информационной эпохи», привыкшего к яркой и комплексной подаче информации.

Однако также фильм «Уральская ярость» будет полезен для всех тех, кто уроки истории подзабыл или не хочет вспоминать. В годы военного лихолетья рабочие Урала по собственному почину ковали ножи и отливали танки сверх плана. Но Великую Отечественную выиграла всё-таки не сталь, а те, кто крепче стали.

Фильм «Уральская ярость: „Черные ножи“ — освободители Европы» - это рассказ о людях, переломивших войну, русских парнях, оказавшихся крепче высшей «арийской» расы, уральских рабочих, подаривших мир всей Европе.

Комментарии 0
    Новости по теме Уральский добровольческий танковый корпус