Режиссер Алексей Герман-младший: «Довлатов» с разгромным счетом побеждает в прокате «Нелюбовь»
Интервью
06.03.18 11:44

В екатеринбургском «Ельцин центре» в воскресенье, 4 марта, состоялся показ фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов», повествующий о нескольких днях их жизни знаменитого писателя в Ленинграде начала 70-х годов. Представить фильм в столицу Урала приехал сам режиссер кинокартины. После просмотра он ответил на вопросы зрителей.

- Алексей Алексеевич, расскажите, как прошла премьера фильма в Берлине?

- В Берлине все прошло хорошо, потому что они мало о нас понимают и вообще мало о нас знают. У нас был адаптированный перевод, так как какие-то вещи в западные сознания вместиться не могут. Но на следующий день я вышел и увидел несколько человек, которые читали книжки Довлатова. На сегодняшний день этот фильм купили 30 стран.

- Чувствуется стиль Германа-старшего. Например, в планах, где очень много людей, в съемках через дверные проемы, в полифонии голосов. Это семейное?

- Я бы там еще обнаружил Киру Муратову, Тарковского, возможно, Аскольдова. Вы не правы. Объясню, почему. Существует ленинградская школа, которая была составной частью советской школы. В этой советской школе были определенные правила приличия, связанные, например, с работой со звуком. Когда люди стоят и разговаривают, то их, как правило, озвучивают. Не так, как сейчас, когда 20 человек стоит, а разговаривают двое. Остальные либо стоят столбом, либо разевают рты и там ничего не слышно. Были правила подбора лиц, которые все-таки должны быть похожи и достоверны. Были определенные подходы к документальности съемок и к художественности быта. Это был комплексный подход и, на мой взгляд, лучше, чем сейчас. Другой подход вы можете с наслаждением лицезреть в большом количестве телесериалов, которые сейчас идут. Там все необязательно, есть люди-декорации, которые стоят на втором плане. Возникают ярко одетые герои. Они почему-то всегда одеты ярко… Неважно, в какой период нашей страны. Даже если тогда люди одевались неярко. И звуковая необязательность присутствует с фиксированной камерой.

- Насколько фильм «Довлатов» документален?

- Вообще недокументален. Мы изначально не ставили перед собой эту задачу. Я вообще не уверен, что Шварц был знаком с Довлатовым. Не уверен даже в такой близкой дружбе с Бродским. Потому что отношения у них какие-то уже были чуть дальше, в эмиграции. Но мы не ставили такую задачу. Нам казалось, что если говорить о времени и Довлатове, то самый разумный путь – это наиболее волюнтаристский. А именно: «А» - отказаться от прозы Довлатова, «Б» – не показывать писателя пишущим, «В» – освободиться от излишней документальности. Конечно, фильм «Довлатов» – фантазия.

- А как вы нашли общий язык с родственниками писателя?

- Они нормально все восприняли, потому что изначально мы друг друга знали. Я им сказал, что не хочу самоутверждаться за счет мертвых. Это было начало нашего разговора. Да и они вообще не лезли. Не было такого, что «это снимай, а это не снимай». Мы до сих пор дружим.

- Актер, исполняющий главную роль, их тоже устроил?

- Я не согласовывал ни с кем актера. Мнение было высказано тогда, когда он уже был утвержден. Я ни с кем ничего не согласовывал вообще, кроме Бродского, которого не мог долго найти. Эрнст подсказал Бесчастных, который к этому времени снялся в «Таинственной страсти». Мы его позвали на пробы. Больше ни с кем никого не согласовывали. У меня даже в пункте договора написано, что все финальные решения остаются за мной.

 - Расскажите, насколько легко было работать с сербским актером, который играл Довлатова? Иногда было ощущение, что вы пошагово заставляли его определенным образом реагировать.

- Мы не нашли никого похожего в России. Нас, безусловно, насиловало некоторое количество известных актеров, смс-ки посылали с текстом: «Вызови на пробы!». Это было невыносимо. Хорошие пробы были у Вани Урганта на самом деле. Но он психофизически немножко другой. В итоге, осмотрев всю Восточную Европу и Израиль, мы остановились на Милане. Он сам по себе очень талантливый человек и в состоянии вести себя. Вопрос был в том, какой уже Довлатов. Есть лирический герой, о котором все имеют представление по прозе. Есть Довлатов-настоящий и есть в третьем представлении – какой-то такой алкоголик-забияка. А дальше мы уже придумали своего, отказавшись от всех штампов, но на основе того, что нам о нем говорили его ближайшие друзья и родственники. Соразмерно нашему пониманию и пониманию того времени, которое мы охватываем в фильме, мы уже актера ввели.

- Может быть, это было принципиальное решение, чтобы главную роль играл не российский артист? Его мы не знаем, у нас больше шансов поверить в этот образ…

- Нельзя путать меня с режиссером Звягинцевым. Вот он умный, он соображает. А я – инстинктивный. И у меня никаких глубоких мыслей о том, что нужен иностранец, не было. Просто нам казалось, что он более органичен, более похож и имеет определенную актерскую потенцию.

- А из знаменитых актеров, которые снимались в фильме (прим. ред. Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Елена Лядова, Антон Шагин), нужно было выбивать актерский шлейф? Насколько они пришли чистыми от предыдущих ролей?

- Актер не может быть чистым от предыдущих ролей. Актер в любом случае в какой-то момент повторяет себя и успешные роли. Это надо ловить и вытаскивать из них. Но они это и сами видят.

- Почему так ограничили время показа – всего четыре дня?

- На данный момент эта маркетинговая стратегия была верной. Мы видим в большом количестве городов, что билетов нет. На данный момент «Довлатов» с разгромным счетом побеждает в прокате «Нелюбовь».

Отметим, что во многих городах России кинотеатры из-за большого спроса решили продлить показ фильма «Довлатов».

Фото Марии Беловой

Опрос

Надо ли переносить автовокзал из Дворца спорта «Юность»?

Читайте Uralpress
в Яндекс дзен
zen.yandex.ru

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.