Яндекс.Метрика

Дмитрий Гатов: Мирная жизнь возвращается в Волноваху

Фото Дмитрий Гатов: Мирная жизнь возвращается в Волноваху

В начале специальной военной операции Челябинская область взяла шефство над двумя освобожденными территориями: Волноваха и Ясиноватая. Недавно, по решению губернатора Алексея Текслера, регион стал принимать участие в восстановлении еще одного города – Авдеевки. О том, как силами челябинцев заново строятся разрушенные города, рассказал глава города Еманжелинска Челябинской области и первый заместитель главы Волновахского района Дмитрий Гатов.

– Как Челябинская область принимает участие в восстановлении подшефных территорий?

– С мая 2022 года активные восстановительные действия у нас шли на обеих территориях (Волноваха и Ясиноватая). От Украины досталось плохое хозяйство – отсюда выкачивалось все, и сюда ничего не давалось. В первую очередь, нами прокладывались дороги, проводилось освещение, строились объекты социальной инфраструктуры: больницы, школы, садики. Также мы доставили коммунальную технику, машины скорой помощи и машины для администрации. Помимо всего, из Челябинской области идет огромный поток гуманитарной помощи как военным, так и мирному населению.

– Какая часть работы уже проделана?

– В бюджете Челябинской области отдельной строчкой прописана сумма на восстановление городов – 1,2 миллиарда рублей в год. За все время на территории Волновахского района восстановлены три садика, школа, храм, стоматологическая поликлиника на десять кресел, отремонтированы и освещены 15 улиц, построен трехэтажный дом на 27 квартир, куда бесплатно заселяют людей, на данный момент заканчиваются работы в помещении пенсионного фонда и в уже заселенном тридцатиквартирном доме, который в результате боевых действий получил значительные разрушения. В ближайшее время все эти объекты будут введены в эксплуатацию. Особенно был важен плавный переход на российские рельсы: паспорта выдали сразу всем желающим, гривна полностью выведена из оборота, пенсии начисляются по российским стандартам. Активно работают Пенсионный фонд и служба занятости.

– Какие регионы, кроме Челябинской области, помогают отстраивать город?

– Татарстан, Ямал, Екатеринбург вносят очень большой вклад. Допустим, Татарстан восстанавливал крыши, тепловые контуры во всем городе и периметр остекления. У каждого были свои задачи, и каждый быстро выполнял их, а после переходил на следующий объект. У Челябинска были задачи по восстановлению социальной инфраструктуры и помощи администрации, то есть налаживание той работы, которая происходит дома.

– Недавно состоялись выборы президента России. Как они прошли на территории ДНР?

– Выборы у нас прошли на должном уровне, практически не было сбоев и проблем. Люди приходили на избирательные участки. Кроме этого, у них была возможность так же, как и в России, проголосовать дома. На досрочном голосовании тоже все было достаточно активно и спокойно. Во время подготовки к выборам у нас был телемост с Челябинской областью, посвященный Сталинградской битве. В дни голосования избирательные пункты получили усиленное вооруженное охранение. Жители понимали, что они голосуют за свое спокойствие, за свою безопасность. Диверсии были только на референдуме и на выборах в сентябре, тогда произошли обстрелы избирательных участков. Пострадал Дворец культуры рядом с администрацией.

– Вы могли бы находиться в Еманжелинске и из кресла чиновника управлять все процессом. Зачем приезжаете сюда лично?

– Я здесь работаю в командировке с третьего мая 2022 года. Три недели нахожусь в Волновахском районе, потом на неделю возвращаюсь в Еманжелинск на другую свою работу. Бывало такое, что прилетал домой, но на следующий день возвращался сюда. Когда два года назад от администрации губернатора поступил звонок с предложением поехать работать на территорию, я согласился. Почему? Наверное, пришло время отдать долг Родине, может, это и громко звучит. Но с первого дня я следил за ситуацией в Волновахе с помощью «Ютуба», а потом мы приехали и вживую увидели в городе сгоревшие танки. Волноваха была на 85 процентов разрушена. На уровне правительства РФ принималось решение: восстановить город или полностью снести. И было принято решение - восстановить.

– Вы здесь работаете как управленец и, конечно, получаете зарплату, тем не менее не каждый решился бы сюда поехать. Какими человеческими мотивами руководствуетесь?

– У меня есть сын, и в свое время он пошел в армию. Я, честно, сам в армии не был. Когда мне предложили сюда поехать, не раздумывал и согласился. Морально перед сыном у меня не было права отказаться. Мы с ним обсуждали начало боевых действий и понимали: Российская Федерация, как сказал наш президент, все, что здесь творилось, заканчивает специальной военной операцией.

– Что вы почувствовали, когда первый раз приехали в Волноваху? Как складывался контакт с местными жителями?

– Мы были морально готовы, потому что в интернете видели все происходящее. Здесь были катастрофические разрушения, и мы понимали, что нужно вернуть людям гражданскую спокойную жизнь – такую, как в России. Тем более впереди был референдум, и задачи нам ставили четкие, решения принимать нужно было очень быстро. Практически сразу после нашего приезда сюда прибыл губернатор Челябинской области для определения объектов восстановления и подписания соглашений с Донецкой Народной Республикой. И сразу же начала приходить помощь. Мирные жители отнеслись неоднозначно. Первое время было такое, что мы, допустим, везем гуманитарку детям, навигация не работает, подъезжаем к мужчине, который у дома машину моет, спрашиваем, где находится такой-то адрес, а он не подсказывает. Потом оказывается, что этот дом был соседним от него. Нас полностью отрезали от информации. Или подъезжаем к двум бабушкам, а они смотрят мимо и молчат, будто нас нет. Мы уезжаем – начинают плеваться. Сейчас такого уже нет. Люди втягиваются. В администрации работают те, кто понимает, что от них зависит благополучие города и жителей. Они отзывчивые, около трех месяцев работали практически без зарплаты. Мы им помогали продуктами питания. Теперь местные относятся к нам положительно – мирная жизнь возвращается в Волноваху.

– Есть ли у жителей страхи по поводу того, что они готовы поддержать Россию, но она уйдет, а они останутся?

– Они были раньше, когда мы только зашли на территорию. А сейчас люди видят, что Челябинская область и Российская Федерация тратят очень большие средства, восстанавливая и модернизируя город, освещая улицы, ремонтируя дорожное полотно. Хотя больше 20 лет таких ремонтов у них не было вообще.

– А как возвращается в Донецкую республику русский язык?

– Здесь в библиотеках были книги на украинском языке. Министр образования ДНР и челябинские города внесли большой вклад в изменение ситуации. Под эгидой губернатора мы обратились к жителям и нашим муниципалитетам, которые передали множество российских книг, среди них – и классика, и документальная литература. Большое количество книг привезли сюда от редакций «Комсомольской правды» и «Вечернего Челябинска».

– Как жители к этому относятся? Нет ощущения, что вы «причиняете» им добро?

– Есть всякие моменты. Были случаи, когда люди говорили: «Зачем вы сюда пришли? Мы жили без вас лучше». Но потом они возвращаются и говорят, что жизнь изменилась: появились бесплатная медицина, хорошее образование, пенсии и социальная защита. Сейчас все, что выжигалось Украиной, возвращается на место. Чтобы вы понимали, первое, что бросилось в глаза, когда мы пришли: на центральной площади Волновахи рядом с памятником Герою России и Герою ДНР Владимиру Жоге стоит памятник, посвященный Великой Отечественной войне. Но у него нет Вечного огня, изменены даты войны - на 1939-1945 годы. И так по мелочи везде было. Улицу Ленина превратили в улицу Центральную, переименовывали и улицы, названные в честь героев Советского Союза – их имена просто убрали. Если дома мы это знаем понаслышке, то здесь ты идешь по улице и видишь «перекосы».

– К каким выводам пришли за время работы?

– Все русское отсюда выкорчевывалось. До нашего прихода в Волновахе работали десять фондов, которые занимались тем, что с садиков и школ «убирали» от детей русскую речь и все, что связано с Россией, несмотря на то, что мы братья. Все, кто сомневается в СВО, должны пересмотреть историю 1941-1945 годов. Она здесь с точностью повторяется и даже становится еще жестче. Надо принимать решение и вставать на ту сторону, куда ведет наш президент.

АННА ВОЛГИНА

Комментарии 0
    Новости по теме Волноваха