Яндекс.Метрика

Челябинский НХТ начал апрель с фестивалей в Санкт-Петербурге и Омске

Фото Челябинский НХТ начал апрель с фестивалей в Санкт-Петербурге и Омске
Фото: Лилия Сергеева, Алексей Пантелеев

Для Нового Художественного театра Челябинска апрель начался по-весеннему бурно, волнующе и радостно - с поездки сразу на два фестиваля.

Третьего апреля со спектаклем «Егорушкины птицы» НХТ был приглашён на «Смешной фестиваль» в Санкт-Петербург. А пятого апреля в Омске на фестивале «ЧАТ» зрителей покорил «Русский огонёк» - моноспектакль Александра Майера, созданный по стихотворениям Николая Рубцова.

«Название театра «Мимигранты» неискушённым театралам мало о чём говорит. Однако этот удивительный клоун-мим-театр существует в Санкт-Петербурге много лет. В этом году он проводит свой уникальный «Смешной фестиваль» уже в двадцатый раз, - рассказала о первом фестивале заведующая литературной частью театра Майя Давыдова. - Основу его составляют спектакли, шоу-программы, театрализованные шествия. И хотя все они связаны, прежде всего, с карнавальной смеховой стихией, устроители фестиваля во главе с его художественным руководителем Александром Плющом (главным режиссёром театра «Мимигранты») прекрасно понимают, что смех бывает разным и нередко он идёт рука об руку с грустным и серьёзным. Поэтому бурное веселье «Смешного фестиваля» нередко оттеняют глубокие и совсем не смешные драматические и пантомимические спектакли из разных городов и стран. Именно в такую «серьёзную» программу «Смешного фестиваля» попали и «Егорушкины птицы» НХТ в постановке его главного режиссёра Евгения Гельфонда. Этот спектакль создан по рассказу Леонида Леонова «Гибель Егорушки» и представляет собой дуэт двух северных «птиц» – ведущих актрис театра Натальи Шолоховой и Ксении Бойко».

Спектакль «Егорушкины птицы» уже имеют счастливую фестивальную судьбу. Он был отмечен Гран-при фестиваля «Театральный ковчег» в Сергиевом-Посаде. Тем не менее, участников спектакля до поездки не оставляло сомнение – впишется ли глубокая и серьёзная по смыслу «северная легенда» в смеховую атмосферу фестиваля.
Выступление актрис проходило на миниатюрной сцене театра «Мимигранты». Зрители восприняли спектакль на «ура» и развеяли все сомнения. Северная столица безоговорочно, с криками «браво!», приняла «северную легенду» НХТ. Дебют челябинского театра в Санкт-Петербурге прошёл с успехом.

«Смешной фестиваль» неконкурсный, - продолжает Майя Давыдова. - В нём нет жюри и нет обсуждений спектаклей. Главное жюри – это зритель, а его реакция и есть оценка спектакля. Организаторы фестиваля учредили диплом единого образца – все участники получили Гран-при. Потому что фестиваль шутейный, потому что все, кто носит великое звание Шута, уже достойны Гран-при. Потому что главное на этом смешном форуме – победить зрителя. У НХТ это получилось!»

На спектакле присутствовала известный петербургский театральный критик Татьяна Ткач. После просмотра она подошла к артистам и сказала, что «Егорушкины птицы» стали для неё подарком, что за последнее время она мало видела подобных по своей цельности работ. А ещё специально на спектакль прилетели из Москвы магистрант ГИТИСА Елизавета Боровикова и студентка ГИТИС Валерия Буслаева. Валерия и Елизавета были на спектаклях НХТ в Москве и специально отправились в Питер, чтобы ещё раз посмотреть челябинский спектакль.

Петербургский театральный режиссёр Искандер Сакаев написал в своём
отзыве: «Посмотрел спектакль «Егорушкины птицы» Нового
Художественного Театра. Думаю, режиссёр Евгений Гельфонд – это явление уникальное, как и его режиссерский язык – это абсолютный выход за границы привычного мне театра, а актеры его - это Творцы и демиурги».

Не успели участники «Егорушкиных птиц» вернуться из Санкт-Петербурга домой, как другая группа уже садилась в поезд, чтобы через сутки оказаться в Омске. Драматический Лицейский театр сибирского города в шестой раз проводил Всероссийский фестиваль моноспектаклей под названием «ЧАТ».
В позапрошлом году Александр Майер участвовал в нём с моноспектаклем «О верю, верю, счастье есть!», посвящённом жизни и творчеству Сергея Есенина. Тогда участие известного челябинского артиста настолько покорило зрителей и организаторов ЧАТа, что новая встреча была предопределена.

Спектакль «Русский огонёк», судя по отзывам прессы и зрителей, стал
действительно «огоньком» свечи русской поэзии, русской души, а ещё дорогой к Дому в самом высоком смысле этого слова. Много замечательного было сказано на обсуждении спектакля членами жюри фестиваля – Ириной Москаленко (Москва), Еленой Поповой (Уфа), Сергеем Денисенко (Омск). Сергей Денисенко, следуя своей давней традиции выражать свои чувства и впечатления от просмотренных спектаклей ЧАТа в стихах, написал вот такие проникновенные строки:

Не в настроении грустном,
просто как посох в руке…
Да, на «рубцовском», на русском
был я вчера огоньке –
словно в любимой обители…
Где я? Понять не могу!..
Тихо в слезах шепчут зрители:
- Это – на ТОМ берегу.

Омский фестиваль неожиданно подарил Александру Майеру встречу с женщиной, которая в детстве знала поэта Николая Рубцова. Сейчас она участвует в проведении Рубцовского фестиваля в деревне Никола (Вологодская область), где поэт провёл своё детство.

Омский «ЧАТ», как и питерский «Смешной фестиваль», не конкурсный, но он предполагает обсуждения, по итогам которых каждому спектаклю присваивается индивидуальный диплом, отражающий суть постановки. Спектакль «Русский огонёк» был удостоен диплома с сильной, впечатляющей формулировкой - «За творческую самоотдачу и лирическую проникновенность».

Вся команда спектакля - актёр Александр Майер, режиссёр-постановщик Евгений Гельфонд, художник Елена Гаева, композитор Владимир Чернев - получила высокую оценку жюри и восторженный приём омских зрителей.
Спектакль «Русский огонёк» свой фестивальный путь начал с десятого областного конкурса актёрских работ имени В. И. Милосердова, который проходил в ноябре прошлого года. Тогда он был отмечен двумя наградами - за лучшую мужскую роль и за сценографию. В Омске этот успех продолжил «ЧАТ». А обе апрельские поездки ещё раз подтвердили, что очень важная и так необходимая для творчества, для обретения контактов и обмена опытом фестивальная жизнь Нового Художественного театра тоже успешно продолжается.

Комментарии 0
    Новости по теме Новый художественный театр