Как дела, молочники?

Заметки к весенней встрече южноуральских животноводов
Крупным планом
29.04.19 12:39
Автор: 
Людмила Калугина

На Южном Урале с 2014 года, как раз  в процессе реализации продовольственной доктрины РФ,  «исчезли» пять тысяч голов дойного стада, – было 34 тысячи, осталось к настоящему времени 29.  При этом минсельхоз Челябинской области добросовестно проводил раз в году научно-производственные семинары  специалистов молочного животноводства.

Нынче площадкой для него назначили СПК «Коелгинское» им. Шундеева И.Н. – лидера среди молочных производителей региона. Это хозяйство – новатор, которое постоянно организовывает и проводит семинары животноводов по всем актуальным вопросам отрасли, щедро делясь наработанным опытом и новыми технологиями. После традиционных в таких случаях приветствий и награждения особо отличившихся специалистов  началась обширная программа  – как его заявили – научно-производственного семинара «Состояние, перспективы развития молочного животноводства и выращивание ремонтного молодняка в молочной скотоводстве Челябинской  области».  В заглавном докладе у  и.о.  первого замминистра сельского хозяйства Александра Завалищина  было хорошо прописано состояние отрасли в регионе, а вот «перспектив развития» в собственном значении этого термина было маловато, – скорее,  это были первоочередные задачи для поправки ситуации, как то: увеличить продуктивный период, санировать нерентабельные хозяйства, максимально перейти на собственное сырье в переработке…  Как обычно, было много инфографики, показывающей погодовое увеличение субсидий и господдержки.

Но настоящая эффективная стратегия развития отрасли должна базироваться еще и на  механизации, роботизации, массовом строительстве современных ферм и доильных залов, – вот о чём  говорили в кулуарах семинара и на объезде руководители и специалисты челябинских хозяйств. 

«А что мы имеем сегодня на самом деле? – задаст риторический вопрос в своем выступлении председатель «Коелгинского» Анатолий Шундеев.  -  За последние 10  лет в нашей области только в одном хозяйстве построен доильный зал; до сих пор на челябинских фермах нет ни одного самоходного кормораздатчика;  челябинские животноводы видят роботов только на выставках, а не на собственных фермах»…

Подробнее о главном…

 

В перерыве  Александр Завалищин ответил на несколько вопросов корреспондента «УПИ», которые остались после доклада:

– Александр Васильевич, безусловно, сегодня идет  серьезный разговор  о будущем молочной отрасли в Челябинской области, пример тому – непредвзятый и выверенный аналитический доклад  начальника управления бухгалтерского учёта и отчетности МСХ Светланы Исаковой, которая по каждому хозяйству провела доскональный финансовый анализ и с применением своей оригинальной методики и – что бесценно – дала рекомендации руководителям хозяйств. Резюме же вашего объемного доклада: наряду с некоей позитивной динамикой остается много проблем…

– Потому что много остается сложностей, – в стране, в области…

– Объективно всё понятно и принимается,  но…  хотелось бы узнать, какие пути решения некоторых ключевых проблем имеются сегодня, или хотя бы какими видятся эти решения? Вы дали четкую картину по рентабельности, прибыли, себестоимости в молочно-производящих хозяйствах региона, их у нас 59. И среди них 9 – каждое шестое! –  нерентабельных. Но вы их поимённо не назвали –  тех, для кого  «не в коня корм»? Они даже с субсидиями умудрились показать  большие убытки…

– Я их не назвал по одной причине, что  был ограничен во времени, а тем для разговора немало. Что касается в целом, в отрасли имеется 3 фактора, от которых зависит рентабельность аграрного производства, первое, самое-самое  сложное, но самое необходимое для сегодняшнего разговора  – это себестоимость произведенной продукции. Туда вкладывается выполнение всех технологических мероприятий и объем произведенной продукции. Когда  эти два фактора работают, тогда всё хорошо. Поэтому мы всегда ищем резервы, как отработать оптимально вопросы себестоимости.

– А те 9 нерентабельных хозяйств, они будут ликвидироваться, или…

– К ним будут применены мероприятия, чтобы они поправили ситуацию. Мы все-таки найдем, почему они, в отличие от других,  оказались нерентабельны и выведем их на путь (истинный?  а что мешало не запускать ситуацию? – Л.К.) …  Дадим возможность им реабилитироваться до следующего нашего подобного мероприятия, где я назову их и расскажу, какие они были и что с ними стало…

– Проблемой была обозначена ситуация с привозным сырьём из других российских регионов, почему?

– Чтобы мы могли в области сбалансировать возможности нашей молочной переработки и производства реального сырого молока. От 360 тысяч тонн годовой потребности переработчиков  300 тысяч тонн должно закрывать «своё» молоко (сейчас  226 тыс. – Л.К.),то есть мы сами  должны его производить хотя бы 80%, – это стратегическая наша задача. В первую очередь, решать ее необходимо в сельхозпредприятиях – главных поставщиках сырого молока. Далее, мы признаем, что в ЛПХ есть молочное  животноводство, причем, до 60%  в общем объеме сырого молока, но есть проблемы с  его продажей. То есть, предельно разумная товарность молока в ЛПХ  должна достигать 50%  против сегодняшних 18. А пока  мы имеем из ЛПХ только 35 тысяч тонн ежегодных, а остальные 191 тысячу тонн для переработки дают крупные   сельхозпредприятия.

– Много говорилось об актуальности господдержки молочного животноводства, приводились примеры из других регионов – на зависть нашим животноводам в ключе «А вот у них»…

–  Система, которая в последнее время была урегулирована, она не дает права на снижение объемов господдержки, по крайней мере, нас радует факт предоставления средств на техническое перевооружение, до 2015 года их не было в бюджете. А сегодня там 250 миллионов  дополнительных средств, которые мы можем гарантировать на технику по федеральным программам.

О значении действенной поддержки региональных властей в развитии местного агросектора генеральный директор племзавода «Россия» Владимир Данилов высказался так:

« На самом деле главное ведь не семинар, а самое главное  –финансирование…

Вот если Тюмень и Екатеринбург сделали самостоятельный  «рывок» без оглядки на федеральный центр – достаточно серьезно финансировали строительство новых ферм, то у них и результаты. То есть в этих областях были приняты серьезные программы, они финансировали капстроительство, покупку доильных залов и,  таким образом, дали серьезный толчок своим хозяйствам,  – теперь эти хозяйства уже развиваются сами.

А у нас хоть как-то (в смысле – как могут) развиваются лишь с десяток  хозяйств, серьёзно занимающихся  молоком .  По крайней мере, в таких, как «Коелгинское», как мы, как «Подовинное»,  – есть перспектива и есть будущее. А у некоторых этого просто нет, потому что они стагнируют, ну и продолжают  избавляться от скота…

Кстати, коелгинских животноводов Владимир Данилов назвал ориентиром «России» –  именно только эти два предприятия в Челябинской области надоили в 2018 году более 9 тыс. л. на корову.

      * * *

Спектр обсуждаемой на семинаре тематики  закрывал все основные аспекты молочного животноводства. И, конечно, повышенное внимание, как обычно, было к выступлению Анатолия Шундеева с его всегда интересной экономической аналитикой, новыми технологиями  в кормопроизводстве, агрономическими и техническими новинками.

К примеру, в хозяйстве создается своя холодильная служба, уже на каждом отделении есть специалист-холодильщик, и теперь  все кондиционеры, холодильные установки – всё ремонтируется своими силами. Задумавшись о будущем, в СПК полностью модернизировали электросети – заменили все воздушные линии, обновили трансформаторные подстанции. А потому резко уменьшились потери, практически нет аварий, хозяйство обезопасило себя от несанкционированных отключений. Практически создана – веление времени – служба электронщиков: высокие технологии входят в жизнь, в производство.

– Вот две детали – продемонстрировал Анатолий Иванович коллегам – эта втулка от монополистов, если полетит, – плати 20 тысяч рублей (хотя она никак столько не стоит!), а это наша – напечатанная на 3D-принтере. Сравните – один-в-один, а обошлась нам в пару сотен рублей, на два порядка дешевле заводской! Такие современные технологии можно и надо применять. Да, мы идем на значительные затраты, но они окупятся в будущем.

 

Комментарий «постскриптум»:

Хотя семинар удался не во всём (сокращение докладов и объектов объезда), по большому счету, он всё же выполнил свою задачу – был обмен опытом, было полезное общение, было немало новинок и профессиональных открытий, без чего немыслимо любое дело. Мнение всех собеседников в тот день было однозначным – такие семинары  очень нужны, надо только в будущем более разумно относиться к повестке дня: делить  либо программу по дням (двухдневные семинары) либо специалистов молочного скотоводства по параллельным семинарам. И не раз в году, как практикуется в Челябинской области, а планировать  ежегодные, к примеру,  циклы семинаров, чтобы смотреть состояние отрасли  в динамике, вовремя реагировать на проблемы. Именно так относятся к «молочному вопросу» в передовых в этом  отношении регионах,  таких, как  Свердловская, Ленинградская области, Татарстан…

И еще: профильные  семинары логично проводить на разных площадках – то есть в разных хозяйствах. А в нашей области, где минимум десяток сельхозпредприятий  с интересным опытом и своим путем развития,  семинары «молочников» проводятся в одних и тех же нескольких. Почему-то  животноводов ни разу не пригласили,  не познакомили с профессиональными технологиями в «Подовинном»  (как раз там,  где в единственном хозяйстве региона несколько лет назад с помощью  областных бюджетных средств запущен в строй современный молочный комплекс), и именно подовинновский  опыт был бы очень интересен всем их южноуральским коллегам.

Опрос

Почему в Челябинске нет туалетов?

Туалеты не нужны городской власти
70%
Челябинцы справляют нужду в ТРК и кафе
11%
Челябинцы предпочитают кусты
10%
Челябинцы не ходят в туалет
9%

Присылайте свои новости

Вы можете стать соавтором нашего новостного портала.

Есть чем поделиться? Расскажите!

Отправить новость

Читайте нас там, где удобно вам

Дорогие читатели!

Мы предлагаем вам совместными усилиями сделать информационную повестку интереснее, ярче, правдивее, насыщеннее.

Если вы стали очевидцем интересного события, необычного явления, вопиющего случая, чрезвычайного происшествия или хотите привлечь внимание к какой-то проблеме – напишите нам. Будем рады, если вы поделитесь с нами своими впечатляющими фото - и видеонаблюдениями (авторство будет указано).

В свою очередь мы гарантируем, что при необходимости возьмем комментарий по вашей проблеме у соответствующих официальных источников и достоверно изложим все факты.

Отправляя сообщение, укажите свои контакты – номер телефона или адрес электронной почты. Редакция гарантирует конфиденциальность, если вы не стремитесь к публичности.

Яндекс.Метрика