Яндекс.Метрика

Когда в Челябинске появится полигон ТБО?

Фото Когда в Челябинске появится полигон ТБО?

Строительство нового полигона для утилизации твердых бытовых отходов в Челябинске – одна из самых острых и обсуждаемых «зеленых» тем. В четверг, 10 декабря, эксперты и правозащитники обсудили один из самых затянувшихся споров: закрывать старую свалку или нет?

Проблема нового полигона ТБО ранее не раз обсуждалась в мэрии при прежнем главе администрации Сергее Давыдове. В 2014 году чиновники вели беспрерывную «бумажную войну» с природоохранной прокуратурой. Надзорное ведомство через суд запретило мэрии дальнейшую эксплуатацию городской свалки, поскольку полигон открылся в 1949 году и за это время давно исчерпал свои ресурсы. Официально свалка была закрыта уже в 1992 году, однако с тех пор непрерывно функционирует уже 22 года, поскольку аналога ей так и не нашлось.

Чиновники заявляли, что собираются обжаловать результаты судебных тяжб с прокуратурой, касаемых закрытия городской свалки. После назначения новым сити-менеджером Евгения Тефтелева мнение горадминистрации изменилось. Одним из первых решений нового градоначальника стал поиск участков под полигон, а также прекращение судебных тяжб с природоохранной прокуратурой.

Власти разработали проект межмуниципального полигона как здоровую альтернативу существующей свалке. Им должны воспользоваться жители Челябинска, Копейска, а также Еткульского и Красноармейского районов. Однако проект не прошел несколько экологических экспертиз. К тому же, на его реализацию у областного центра не оказалось денег. В результате было отклонено несколько вариантов размещения новой свалки: у озера Половинное, на участке у объездной дороги около поселка Горняк, а также в Полетаево.

Поскольку денег в бюджете не хватает, депутаты Законодательного собрания Челябинской области предложили взимать с жителей города платежи на организацию работы новой свалки. Для этого нужны поправки в местное законодательство, чтобы организовать коммунальный платеж, который будет отчисляться на создание полигонов.

Федеральные деньги на создание полигона выделялись, однако как-то не срослось: время было упущено, и свалка по-прежнему осталась работать на нужды города. Закрыть ее никак нельзя, что, конечно, противоречит запретам прокуратуры. Куда свозить мусор, если свалка закроется, а полигона не появится? Такой подход грозит экологической катастрофой: свалка обязательно появится снова, только в другом месте, а несанкционированные мусорки «расплодятся» по всему городу.

В бюджете на 2016 год предусмотрены средства для проекта рекультивации городской свалки. Власти надеются, что пока проект будет разрабатываться, найдется договоренность с инвесторами и необходимое количество денег на постройку. Сносить свалку и рекультивировать участок земли под ней можно лишь тогда, когда аналог ей будет уже полностью готов к работе. О каких сроках идет речь? Власть затрудняется дать точный ответ на этот вопрос.
Между тем, по данным лидера Южно-Уральского общественного волонтерского эко-движения «Время Че» Феликса Панова, именно свалка создает больше всего неприятностей во время неблагоприятных погодных условий и сильно влияет на показатели ПДК (предельно допустимую концентрацию вредных веществ). «На 80 гектаров свалки ежедневно вывозят огромное количество опасных и токсичных отходов, которые не утилизируются и время от времени горят. Сроки постройки сортировочных станций пока никто не называет. А Челябинск – последний город-миллионник, который не имеет собственного полигона ТБО», - рассказывает Панов.

На данный момент власти определились с участками под мусороперегрузочные станции: они разместятся на улицах Автодорожной, Героев Танкограда и Енисейской. Все они будут иметь километровую санитарно-защитную зону. Сортированный брикетированный мусор будет вывозиться на полигон ТБО на захоронение. С площадкой все еще не определились, но ясно, что она будет находиться за чертой города.

Эксперты отмечают, что сама идея полигона по утилизация ТБО устарела – 20-30% мусора можно отправлять на вторичную переработку, остальное – на захоронение. Зарубежные коллеги предлагают также неплохой опыт по использования мусора, не поддающегося вторичной обработке, - утрамбовывать его в качестве фундамента под строящиеся автомобильные дороги. По оценкам зарубежных экспертов – это эффективно.

«Технологии, конечно, есть, - отмечает председатель челябинского областного отделения Всероссийского общества охраны природы Владимир Брижанин. – Но все упирается в бюджет. В Копейске постепенно жителей приучают к сортировке мусора. Думаю, у нас это тоже возможно, только до людей нужно донести эту мысль. Сразу, конечно, невозможно это сделать».

По мнению судебного эксперта по вопросам экологии и городской среды Владимира Добрынина, за мусорным бизнесом стоят определенные влиятельные люди, которые не хотят его отдавать или делить: «Свалка – это сверхприбыльное коммерческое предприятие. Кто отдаст такую кормушку? Естественно, бизнесмены, которые ее держат, не дадут никому туда зайти. Ситуация лежит на поверхности – коммерческий интерес превышает интерес любого жителя Челябинска. То же самое сейчас происходит с Томинским ГОКом. Это бизнес, за него готовы драться».

Комментарии 0
    Новости по теме Среда обитания