Яндекс.Метрика
  • Крупным планом

Какое кино показывает челябинский «Экран» златоустовскому «Булату»?

Фото Какое кино показывает челябинский «Экран» златоустовскому «Булату»?

Златоустовский машиностроительный завод ПО «Булат» на протяжении многих лет являлся чуть ли не легендой оборонной промышленности России. Однако с наступлением «лихих 90-х» его имущество так же лихо растащили в разные стороны. Завод пережил два банкротства и получил смотрящего – челябинское госпредприятие ФГУП «Экран» - дочерний отросток территориального управления (ТУ) Росимущества. Однако со временем выяснилось, что эта рокировка была из разряда «шило на мыло», а то и хуже: сейчас от величайшего во всей стране оборонного завода остались только голые стены. И что примечательно, никому не интересно, почему так вышло, - никаких расследований не ведется.

Зимой этого года в сети появились серии фотографий, сделанные разными людьми – бывшими рабочими завода – на телефоны. На фотографиях был зафиксирован факт демонтажа металлических опор 19 века с крыши 9-го механического цеха. Если вглядеться – опорная конструкция, когда-то представляющая собой, по-видимому, нерушимый фундамент цеха, (что можно считать олицетворением нерушимости самого завода, да и всей «оборонки» Южного Урала), теперь представляет собой нечто шаткое и уродливо-беззубое. Один из бывших охранников цеха, с которым удалось, правда, с большим трудом поговорить, уверяет, что колонны сдавались в металлолом, как и станки, которые даже не демонтировали, а просто «выдирали». По его же словам, в 9-ом цехе таких опор около тысячи с лишним. Чтобы конструкция не обвалилась, их вырезали через 2-3 метра. Такой «работой» сотрудники «Экрана» занимались всю минувшую зиму. Что касается остального имущества огромнейшего завода, по словам тех же рабочих, «растаскивать там больше нечего». Однако факты нарушения закона даже в таком безрадостном положении всплывают один за другим.

Например, в марте этого года было возбуждено уголовное дело по незаконной врезке в газопровод «Новатэка». Но дело странным образом растворилось в воздухе. А 19 марта в ходе плановой проверки сотрудниками УФСБ по Челябинской области на территории ФГУП «Экран»  в гаражных боксах был выявлен цех по производству контрафактного алкоголя. Материалы были переданы в ОБЭП Златоуста, однако рабочие уверяют, что при следующей проверке «ларек», куда беспрепятственно стекались все ценители и дегустаторы алкогольных напитков со всего города, «свернули» за одну ночь. А раз нет цеха – нечего и расследовать, верно ведь?

Не лучшим образом обстоит ситуация и с энергетикой – подстанции уже который год простаивают без ремонта. И контроль над их состоянием тоже почему-то никто не осуществляет. Но, наверное, следует все же немного прояснить историю увядания завода до передачи его ФГУП «Экран».

Завод можно считать поистине уникальным – именно там впервые в России был получен булат. В советские времена предприятие лидировало в оружейной промышленности – оно представляло собой отдельный городок, где на огромных площадях были размещены различные цеха, под завязку набитые оборудованием и станками. В 1998 и 2006 годах предприятие пережило два банкротства. Выяснилось, что в ходе экономических реформ руководство завода на многое стало закрывать глаза: и за всем имуществом огромнейшего предприятия, которое, к слову, как принадлежало, так и принадлежит федералам, совсем перестали следить. В результате оборудование «пошло по рукам». По слухам горожан, воровали все, начиная от первых лиц, заканчивая мелкими служащими. Кто что мог украсть в силу своей должности – крал. Пропало все: станки, оборудование, даже локомотивы. Правда, кое-что все-таки нашли, но  и то  совсем недавно. К 2010 году от завода-гиганта остались одни голые стены и множество вопросов, список которых открывают самые любимые и всем известные: кто виноват и что, собственно, делать?

Началась череда расследований, главный вывод которых состоял в том, что казенное имущество завода-гиганта почему-то никогда не учитывалось, что позволило после приватизации постепенно экспроприировать его абсолютно незаметно.

И, спохватившись в том же 2010 году, руководство Территориального управления Росимущества по Челябинской области стало проводить ревизию документации, в результате чего перечень имущества был все-таки восстановлен. Вот тогда и вскрылась гениальная и беспрецедентная по своим масштабам афера.

После этого теруправление решило отдать остатки казенного имущества под надзор своему дочернему предприятию - ФГУП «Экран», который должен был заново его переписать, а также принять меры по розыску имущества пропавшего.

Но уже в декабре 2010 года в отношении руководства Росимущества и ставленников «Экрана» было возбуждено уголовное дело по двум эпизодам – оба связаны с мошенничеством. В результате четырехлетнего расследования и.о. руководителя Челябинского ТУ Росимущества Екатерина Авдеева и ее помощник Сергей Митрохин, которые должны были организовать ревизию имущества завода, отправились в СИЗО.

Примечательно, что в одном из эпизодов фигурирует непосредственно сотрудница ФГУП «Экран» Марина Курочкина, а само дело связано со Златоустом. По версии следствия, после приезда в Челябинскую область чиновницы из Федерального агентства по управлению государственным имуществом Екатерины Авдеевой, на Южном Урале стали прокручиваться криминальные схемы. Помогал Авдеевой в этом, согласно официальной версии, ее помощник, ранее судимый Сергей Митронин.

Первое дело, на котором попались Авдеева и ее помощники, касалось споров за землю в Златоусте, граничащую с федеральной. По версии следствия, Авдеева, Митронин и Семенов через сотрудницу ФГУП «Экран» Марину Курочкину предложили бизнесмену Борису Раскинду, отстаивающему в арбитражном суде свое право на участок, решить вопрос в его пользу за вознаграждение в 2,3 миллиона рублей. Предприниматель заплатил, однако дело проиграл.

В феврале 2012 года было возбужденно уголовное дело № 901906  по пункту «Б» части 4 статьи 158 УК РФ по факту хищения станков и оборудования с бывшего «Булата», являющимися федеральной собственностью и находящихся  под присмотром ФГУП «Экран» в хозяйственном ведении. По данным осведомленных источников, это уголовное дело было возбужденно с большой сложностью, - только со второго указания прокуратуры, - но в сейчас приостановлено, по слухам - из-за лобби начальника ОБЭП Златоуста Александра Дорофеева.

Далее удивительные истории следуют одна за другой. Например, широкий резонанс получила история с ООО «Спецлитье», чей цех находился на территории завода. В один прекрасный день сотрудников «Спецлитья» охрана ФГУП «Экран» просто не пустила на арендованные площади: 22 января 2014 года им перекрыли доступ в корпус № 2. На площади в 2 тысячи 114 квадратных метров расположена непрерывная линия металлургического производства, и после планового ремонта около 30-ти сотрудников должны были приступить к изготовлению металлических слитков. Однако в соответствии с приказом № 3-п, которое издало руководство «Экрана», проход в цеха был закрыт. Причина – задолженность за аренду. Ее, кстати, озвучивали пришедшим на работу людям страждущие у входа сотрудники ЧОПа.

У «Спецлитья», изготавливающего продукцию военной промышленности, нашлось резонное возражение на подобные претензии: государство в лице военно-промышленного комплекса само медленно перечисляет деньги металлургам, постоянно оттягивая расчеты. По словам руководителя «Спецлитья» Юрия Юртайкина, в течение года возглавляемая им фирма вносит за аренду почти 2,5 миллиона рублей. Сейчас задолженность остается, но она не критическая.

Директор «Экрана» Эдуард Степанов, между тем, рассказал местному порталу Zlatoust74.ru другую версию происходящего. «Мы хотим уйти от прямых договоров на долгосрочную аренду и освободиться от лишней бумажной волокиты. «Спецлитью» никто не запрещает заходить на аукцион. Мы объявляем его 12 февраля. Отныне договоры будут заключаться на 15 лет. Причина - не столько задолженность, сколько внутренняя процедура оформления. Просто при смене нашего генерального директора поступило указание - заключать долгосрочные документы, которые более юридически верны», - отметил Степанов.

В хозяйственном ведении «Экрана» находится 80 процентов недвижимых активов разорившегося завода «Булат», который до этого занимал спорные площади. Представитель государства по непонятным причинам вынудил «Спецлитье» подписывать договоры на аренду ежемесячно. Как теперь предполагают литейщики, чиновники могли пойти на это ради собственной выгоды. Одна из версий, которую высказывают, - рейдерский захват успешного бизнеса. Сотрудники «Спецлитья» опасались, что если договор аренды не будет продлен, они могут пополнить армию безработных – сокращенных металлургов с обанкротившегося златоустовского метзавода.

Еще более оригинально то, что через месяц, 14 февраля, когда сотрудников «Спецлитья» уже «попросили» с арендованных площадей, выходит предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе 5-дневной проверки цеха Уральским управлением Федеральной службы по техническому, экологическому и атомному надзору. Таких нарушений в документе на 4-х листах зафиксировано 57 единиц. Перечислять все не имеет смысла, однако стоит отметить, что нарушения довольно серьезные: отсутствует различная техническая документация и графики ремонта оборудования, техника находится в неисправном состоянии, течь масла из-под изоляторов, нарушение категоричности электроснабжения предприятия и многое другое. При том, согласно предписанию, устранить эти неполадки должны были до 1 августа 2014 года. Больше дюжины нарушений только на одном предприятии! Вот это действительно новое слово в технологии сохранения казенного имущества.

Кстати, о продолжении истории со «Спецлитьем» нам рассказал первый заместитель главы Златоуста Роман Болотов. По его словам, «в целях продолжения функционирования ООО «Спрецлитье», со слов генерального директора Юртайкина, заключен договор аренды производственного помещения с ЗАО «Центр имущественной логистики», которое находится на территории бывшего завода «Булат», где организовано литейное производство. Рабочий коллектив сохранен и осуществляет трудовую деятельность на новой производственной площадке». С самим Юртайкиным нам встретиться не удалось, хотя мы и приехали в Златоуст без предупреждения. Компетентный источник заявил, что руководству было дано указание не появляться в городе до понедельника – того момента, на который был назначен выход этого материала.

Стоит также отметить, что это единственный вопрос по запросу агентства «Урал-пресс-информ», адресованного главе города Вячеславу Жилину, на который ответил Болотов. А именно, мы спросили и про сдвиги в уголовном деле о хищении станков, заведенном еще в 2012 году, и про демонтаж металлических колонн. Болотов посоветовал с этими вопросами обратиться в соответствующие правоохранительные органы. Также нас интересовало общее состояние дел на бывшем заводе «Булат»: как изменилась ситуация с экономическим состоянием завода после передачи его имущества под охрану ФГУП «Экран», сколько цехов функционирует на территории завода, сколько человек трудоустроено, высок ли объем заказов (и какие это, прежде всего, заказы), есть ли пустующие, не арендованные никем цеха? А также: почему после двух банкротств и передачи имущества завода в руки «челябинцев», завод-гигант так и не нарастил свою производственную силу? С чем связан этот кризис и решается ли как-то этот вопрос? Есть ли какие-то планы по модернизации производства на заводе? Входит ли модернизация завода в программу «оздоровления промышленного производства на Южном Урале», являющуюся одной из важнейших частей Стратегии развития Челябинской области до 2020 года, с которой врио главы региона Борис Дубровский идет на губернаторские выборы? Однако с этими вопросами Роман Болотов посоветовал обратиться непосредственно к руководству ФГУП «Экран», которое, к слову, не выходит на связь.

Был нами задан еще один вопрос, который сформировался на основе рассказов бывших сотрудников завода. Рабочие говорят, что госпредприятие формально относится к сохранению экологии и потому участок реки Ай, проходящий через территорию завода, сильно загрязнен маслом. Доказательство тому - рыба, которую раньше вылавливали горожане. Теперь, со слов рабочих, если отодвинуть плавники выловленных в реке рыбешек, их цвет будет не розовым, а черным. Экс-сотрудники говорят, что раньше руководство боролось за экологию – если в цехах обнаруживали ртуть, то их оцепляли и ставили под охрану, пока опасность не будет ликвидирована. После установления надзора за заводом «челябинцев» такие мероприятия перестали проводиться. Потому мы и задали мэру Златоуста последний вопрос: проводятся ли проверки по этому факту, и почему предприятие не соблюдает экологическую безопасность? Но и тут нам не помогли, посоветовав обратиться в управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Челябинской области, поскольку река Ай является рекой федерального значения.

 Вообще, складывается ощущение, что как только кому-то задаешь вопрос о бывшем «Булате» - люди сразу же исчезают, самоликвидируются. Или ничего не знают. Или говорят, мол, простите, - это не в рамках наших компетенций. Невероятно, но почему-то для расхищения завода компетенций хватало. А вот теперь для расследования этой череды недоразумений – не хватает. Притом, ни у кого.

Сейчас на «Булате» работают фактически частные мастерские, хотя раньше это был цельный научный комплекс, который сначала разрабатывал деталь, потом ее лабораторно проверял и только после - выпускал. Сейчас все это уничтожено.

При написании этой публикации мы получили больше вопросов, чем ответов, проработка которых, в свою очередь, требует времени. И ведь нет никакой гарантии, что, даже получив эти ответы, они привлекут чье-то внимание и как-то помогут сдвинуть ситуацию с мертвой точки. С другой стороны, кажется нереальным, что в когда-то великой кузнице кадров и городе мастеров пустят все на самотек, дождавшись времени, когда и восстанавливать-то будет уже нечего. И тогда город – флагман отечественной оружейной промышленности - превратится в город-банкрот, чье тяжкое финансовое бремя будут тащить на себе областные власти – «пока» или «если» им это в конечном счете не надоест.

Вот такое кино показывает челябинский «Экран» Златоусту: каждый день что-то новое. Однако в основе всех этих фильмов, кажется, лежат романы Николая Васильевича Гоголя, который еще в далеком 1841 году в «Мертвых душах» написал о типичном русском городе N, где «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».

Комментарии 0
    Новости по теме Вячеслав Жилин