Яндекс.Метрика
  • Интервью

Владимир Шаронов: Челябинская область одной из первых внедрила систему персонифицированного учета

Фото Владимир Шаронов: Челябинская область одной из первых внедрила систему персонифицированного учета

О том, что такое персонифицированный учет прав граждан, для чего он нужен, как узнать о сформированных пенсионных правах, что такое СНИЛС и как его получить агентству «Урал-пресс-информ» рассказал заместитель управляющего ОПФР по Челябинской области Владимир Шаронов.

- Владимир Николаевич, расскажите подробнее, что же включает в себя понятие «персонифицированный учет прав граждан»?

Индивидуальный (персонифицированный) учет прав граждан – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав. Челябинская область в числе первых регионов приступила к внедрению системы персонифицированного учета. Регистрация застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) началась в 1997 году.

На 1 июня 2018 года в ОПФР по Челябинской области открыто 4,5 миллиона индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц. 850 тысяч юных жителей области в возрасте до 21 года, в том числе 54 тысяч новорожденных детей (2017 и 2018 годов рождения), зарегистрированы в системе ОПС.

- Что гражданину необходимо сделать, чтобы стать участником системы ОПС?

Чтобы стать участником системы ОПС и формировать свои пенсионные права, нужно быть зарегистрированным в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР. Регистрация граждан предусматривает открытие индивидуального лицевого счета с выдачей страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования. Страховое свидетельство содержит страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные. Страховое свидетельство подтверждает регистрацию гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

- Сегодня страховое свидетельство является одним из важных документов. Расскажите подробней.

Действительно, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования содержит уникальный страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС). Особенность СНИЛС состоит в том, что рамки его действия не ограничиваются границами региона или федерального округа, он уникален для каждого гражданина и действителен на всей территории Российской Федерации.

СНИЛС нужен не только для формирования пенсии, он необходим для получения государственных услуг в электронном виде и льгот, сокращения количества документов при получении различных услуг.

С его помощью формируются федеральные и региональные регистры граждан, имеющих право на получение государственных социальных услуг и льгот. 

СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале www.gosuslugi.ru, где можно получить государственные услуги в электронном виде. В результате гражданин тратит меньше времени на получение справок, документов и самих государственных услуг.

- Каким образом граждане могут  узнать о состоянии своего индивидуального лицевого счета?

Узнать о состоянии индивидуального лицевого счета можно несколькими способами.

С помощью электронного сервиса «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР можно в режиме онлайн узнать о количестве пенсионных  баллов и длительности страхового стажа, учтенных на лицевом счете, получить подробную информацию о периодах трудовой деятельности, местах работы, размере начисленных работодателями страховых взносов и уровне заработной платы. Также сервис предоставляет информацию о пенсионных накоплениях.  Доступ к сервису имеют все пользователи, зарегистрированные на портале www.gosuslugi.ru .

Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета можно получить также через мобильное приложение ПФР, предоставляющее гражданину возможность мгновенного формирования извещения.

Можно обратиться в клиентскую службу территориального органа ПФР. Для получения сведений необходимо прийти с документом, удостоверяющим личность, в территориальный орган ПФР по месту регистрации (в том числе временной) или фактического проживания и написать заявление. В этом случае сведения о состоянии индивидуального лицевого счета будут получены способом, указанным при обращении, в том числе почтовым отправлением, в течение 10 дней со дня обращения.

Также в настоящее время информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов осуществляют Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

-А если гражданин при проверке своего индивидуального лицевого счета обнаружит, что там есть неучтенные сведения. Что в таком случае необходимо делать? И как внести недостающие сведения на свой индивидуальный лицевой счет?

Если гражданин считает, что какие-либо сведения не учтены на лицевом счете или учтены не в полном объеме, ему необходимо обратиться к работодателю для их уточнения.

При невозможности обратиться к работодателю, например, если он ликвидирован, можно обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с документами, подтверждающими периоды работы. При себе следует иметь паспорт и страховое свидетельство.

- Владимир Николаевич, бывают случаи, когда у гражданина нет свидетельства обязательного пенсионного страхования. Как его можно получить? Получить страховое свидетельство можно при трудоустройстве. Работодатель в течение двух недель отправляет заполненную на сотрудника анкету в территориальный орган ПФР. Страховое свидетельство оформляется в течение пяти дней и передается работодателю для вручения сотруднику.

Кроме того, гражданин может лично обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства или МФЦ для оформления страхового свидетельства. Необходимо будет предъявить паспорт и заполнить анкету. При обращении в ПФР выдача страхового свидетельства производится в режиме реального времени. В случае обращения в МФЦ оформление страхового свидетельства занимает пять дней.

Для получения страхового свидетельства для ребенка до 14 лет родители с собственным паспортом и свидетельством о рождении ребёнка могут также обратиться в территориальный орган ПФР или МФЦ. Дети старше 14 лет могут обратиться самостоятельно со своим паспортом.

- А если гражданин потерял страховое свидетельство?

Восстановить свидетельство просто, для этого следует заполнить заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства.

Если гражданин работает, заявление можно подать через работодателя. Неработающие граждане должны подать заявление в территориальный орган ПФР или МФЦ. Сроки выдачи дубликата аналогичны срокам первичного анкетирования.

Хочу обратить внимание, что с 1 апреля 2018 года можно подать заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства на сайте ПФР в «Личном кабинете гражданина». В результате гражданин получит образ страхового свидетельства в электронном виде. Для получения страхового свидетельства на бланке установленного образца необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства. При себе иметь паспорт и распечатанное на бумаге страховое свидетельство.

- В случае смены фамилии надо ли менять страховое свидетельство?

Конечно, анкетные данные, указанные в страховом свидетельстве, должны соответствовать данным паспорта. При смене фамилии, имени или отчества необходимо поменять страховое свидетельство. Для этого в территориальный орган ПФР через работодателя или лично либо через МФЦ подается заявление об обмене страхового свидетельства. Прежнее страховое свидетельство прикладывается к заявлению. Изменения отражаются на лицевом счете гражданина, и ему выдается страховое свидетельство с тем же СНИЛС, но с измененными ФИО.

Срок выдачи страхового свидетельства тот же, то есть в режиме реального времени при личном обращении в ПФР и пять дней через МФЦ или через работодателя.

Комментарии 0
    Новости по теме пенсии