Яндекс.Метрика
  • Интервью

Режиссер Алексей Герман-младший: «Довлатов» с разгромным счетом побеждает в прокате «Нелюбовь»

Фото Режиссер Алексей Герман-младший: «Довлатов» с разгромным счетом побеждает в прокате «Нелюбовь»

В екатеринбургском «Ельцин центре» в воскресенье, 4 марта, состоялся показ фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов», повествующий о нескольких днях их жизни знаменитого писателя в Ленинграде начала 70-х годов. Представить фильм в столицу Урала приехал сам режиссер кинокартины. После просмотра он ответил на вопросы зрителей.

- Алексей Алексеевич, расскажите, как прошла премьера фильма в Берлине?

- В Берлине все прошло хорошо, потому что они мало о нас понимают и вообще мало о нас знают. У нас был адаптированный перевод, так как какие-то вещи в западные сознания вместиться не могут. Но на следующий день я вышел и увидел несколько человек, которые читали книжки Довлатова. На сегодняшний день этот фильм купили 30 стран.

- Чувствуется стиль Германа-старшего. Например, в планах, где очень много людей, в съемках через дверные проемы, в полифонии голосов. Это семейное?

- Я бы там еще обнаружил Киру Муратову, Тарковского, возможно, Аскольдова. Вы не правы. Объясню, почему. Существует ленинградская школа, которая была составной частью советской школы. В этой советской школе были определенные правила приличия, связанные, например, с работой со звуком. Когда люди стоят и разговаривают, то их, как правило, озвучивают. Не так, как сейчас, когда 20 человек стоит, а разговаривают двое. Остальные либо стоят столбом, либо разевают рты и там ничего не слышно. Были правила подбора лиц, которые все-таки должны быть похожи и достоверны. Были определенные подходы к документальности съемок и к художественности быта. Это был комплексный подход и, на мой взгляд, лучше, чем сейчас. Другой подход вы можете с наслаждением лицезреть в большом количестве телесериалов, которые сейчас идут. Там все необязательно, есть люди-декорации, которые стоят на втором плане. Возникают ярко одетые герои. Они почему-то всегда одеты ярко… Неважно, в какой период нашей страны. Даже если тогда люди одевались неярко. И звуковая необязательность присутствует с фиксированной камерой.

- Насколько фильм «Довлатов» документален?

- Вообще недокументален. Мы изначально не ставили перед собой эту задачу. Я вообще не уверен, что Шварц был знаком с Довлатовым. Не уверен даже в такой близкой дружбе с Бродским. Потому что отношения у них какие-то уже были чуть дальше, в эмиграции. Но мы не ставили такую задачу. Нам казалось, что если говорить о времени и Довлатове, то самый разумный путь – это наиболее волюнтаристский. А именно: «А» - отказаться от прозы Довлатова, «Б» – не показывать писателя пишущим, «В» – освободиться от излишней документальности. Конечно, фильм «Довлатов» – фантазия.

- А как вы нашли общий язык с родственниками писателя?

- Они нормально все восприняли, потому что изначально мы друг друга знали. Я им сказал, что не хочу самоутверждаться за счет мертвых. Это было начало нашего разговора. Да и они вообще не лезли. Не было такого, что «это снимай, а это не снимай». Мы до сих пор дружим.

- Актер, исполняющий главную роль, их тоже устроил?

- Я не согласовывал ни с кем актера. Мнение было высказано тогда, когда он уже был утвержден. Я ни с кем ничего не согласовывал вообще, кроме Бродского, которого не мог долго найти. Эрнст подсказал Бесчастных, который к этому времени снялся в «Таинственной страсти». Мы его позвали на пробы. Больше ни с кем никого не согласовывали. У меня даже в пункте договора написано, что все финальные решения остаются за мной.

 - Расскажите, насколько легко было работать с сербским актером, который играл Довлатова? Иногда было ощущение, что вы пошагово заставляли его определенным образом реагировать.

- Мы не нашли никого похожего в России. Нас, безусловно, насиловало некоторое количество известных актеров, смс-ки посылали с текстом: «Вызови на пробы!». Это было невыносимо. Хорошие пробы были у Вани Урганта на самом деле. Но он психофизически немножко другой. В итоге, осмотрев всю Восточную Европу и Израиль, мы остановились на Милане. Он сам по себе очень талантливый человек и в состоянии вести себя. Вопрос был в том, какой уже Довлатов. Есть лирический герой, о котором все имеют представление по прозе. Есть Довлатов-настоящий и есть в третьем представлении – какой-то такой алкоголик-забияка. А дальше мы уже придумали своего, отказавшись от всех штампов, но на основе того, что нам о нем говорили его ближайшие друзья и родственники. Соразмерно нашему пониманию и пониманию того времени, которое мы охватываем в фильме, мы уже актера ввели.

- Может быть, это было принципиальное решение, чтобы главную роль играл не российский артист? Его мы не знаем, у нас больше шансов поверить в этот образ…

- Нельзя путать меня с режиссером Звягинцевым. Вот он умный, он соображает. А я – инстинктивный. И у меня никаких глубоких мыслей о том, что нужен иностранец, не было. Просто нам казалось, что он более органичен, более похож и имеет определенную актерскую потенцию.

- А из знаменитых актеров, которые снимались в фильме (прим. ред. Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Елена Лядова, Антон Шагин), нужно было выбивать актерский шлейф? Насколько они пришли чистыми от предыдущих ролей?

- Актер не может быть чистым от предыдущих ролей. Актер в любом случае в какой-то момент повторяет себя и успешные роли. Это надо ловить и вытаскивать из них. Но они это и сами видят.

- Почему так ограничили время показа – всего четыре дня?

- На данный момент эта маркетинговая стратегия была верной. Мы видим в большом количестве городов, что билетов нет. На данный момент «Довлатов» с разгромным счетом побеждает в прокате «Нелюбовь».

Отметим, что во многих городах России кинотеатры из-за большого спроса решили продлить показ фильма «Довлатов».

Фото Марии Беловой

Комментарии 0
    Новости по теме культура