Яндекс.Метрика
  • Интервью

Ольга Чубук: Жители Челябинской области стали юридически «подкованней»

Фото Ольга Чубук: Жители Челябинской области стали юридически «подкованней»

Сотни тысяч жалоб в год. Бездействия чиновников и коммунальщиков, невыплата заработной платы, нарушения трудовых прав, нарушения прав сирот, несовершеннолетних – в прокуратуру Челябинской области ежедневно за помощью в защите своих прав обращаются южноуральцы. Как попасть на личный прием к прокурору? Как работают мобильные приемные? Как получить юридическую консультацию и помощь специалистов надзорного ведомства и с какими проблемами нужно обращаться именно в прокуратуру? Ответы на эти и другие вопросы в интервью начальника отдела по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Челябинской области Ольги Чубук.

 - Ольга Анатольевна! Добрый день. Как часто южноуральцы обращаются в прокуратуру с жалобами и просьбами помочь решить их проблему?

- Действительно, южноуральцы часто обращаются в прокуратуру. Так, к примеру, только в прошлом году к нам поступило 97 тысяч обращений. Это на полторы тысячи меньше, чем в 2017 году и объясняется тем, что мы активно разъясняем законодательство, поэтому граждане стали обращаться не сразу к нам, а по компетенции в тот орган, который уполномочен решить их проблему. Ведь треть обращений из прокуратуры перенаправляется в иные ведомства, контролирующие органы.

 - Каких жалоб это касается?

 - Особенно это касается вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, жалоб на действия управляющих компаний. Они перенаправляются по компетенции в государственную жилищную инспекцию. Это касается и правоохранительных органов. Многие люди до сих пор не понимают, что мы не занимается возбуждением уголовных дел. Это компетенция следственных органов. Перечень вопросов, с которыми граждане обращаются к нам не ограничен. Мы разъясняем, чтобы заявители обращались в те органы, которые по закону обязаны решить их проблему, а в случае несогласия с решением конкретного руководителя, органы прокуратуры в рамках осуществления надзора при наличии соответствующих оснований примут меры реагирования.

 - По каким вопросам именно прокуратура проводит проверки?

 - Прокуратура является органом, который осуществляет надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан. Органы прокуратуры проводят проверки по вопросам нарушений в различных сферах, трудового, жилищного и иного федерального законодательства в соответствии с компетенцией, определенной Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Мы даем оценку действиям и бездействиям органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов.

- Какие, в основном, жалобы поступают в прокуратуру области?

 - Если говорить в целом о тех жалобах, которые поступают к нам, то большая их часть, а это треть, связана с вопросами исполнения федерального законодательства. Больше всего жалоб поступает на нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по вопросам нарушений трудового, жилищного законодательства. Жалуются южноуральцы также на нарушения в сфере земельных правоотношений, законодательства об административных правонарушениях, на нарушения прав и интересов несовершеннолетних, нарушений законов об исполнительном производстве. Что касается жалоб, на действия органов следствия и дознания, следует отметить, что больше всего заявлений на нарушения при приеме и регистрации заявлений о преступлениях. Таких жалоб к нам поступило чуть более девяти тысяч. По вопросам нарушений при производстве предварительного следствия и дознания поступило порядка семи тысяч обращений. В среднем, удовлетворяется каждая четвертая жалоба. Немало жалоб было и по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам. К нам часто обращаются граждане не согласные с приговорами судов. Таких жалоб было 1342. Их удовлетворяемость весьма небольшая. Всего 19 обращений были признаны обоснованными.

 - Сколько обращений было признано обоснованными и какие по ним принимались меры прокурорского реагирования?

 - Необходимо отметить, что из общего количества разрешенных жалоб нами разрешено 49 тысяч, из них удовлетворено порядка 11 тысяч обращений, то есть каждая четвертая жалоба была признана обоснованной. По большинству обращений нами были проведены проверки и при подтверждении доводов были приняты меры прокурорского реагирования, направленные на защиту прав граждан. По результатам разрешений обращений принято 11 тысяч актов реагирования. В основном нами вносились представления, направлялись иски и заявления в суд и принимались иные меры реагирования, в том числе возбуждено более 1000 дел об административных правонарушениях. 

 - На что все – таки чаще всего жалуются южноуральцы?

 - Мы отмечаем значительное увеличения числа жалоб по вопросам пенсионных прав граждан, в сфере законодательства в сфере административных правонарушений, обеспечения безопасности дорожного движения, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Необходимо отметить, почему к нам стали чаще обращаться по пенсионным вопросам. Это связано в первую очередь с изменениями в пенсионном законодательстве. Из общего количества жалоб удовлетворено всего девять процентов. Были приняты соответствующие меры, направленные на защиту прав граждан. Чаще стали обращаться по вопросам законодательства в сфере административных правонарушений, потому что заявители стали чаще реализовывать свое право на обращение в органы прокуратуры и просили нас обжаловать постановления об административных правонарушениях.

 - На что жители региона стали жаловаться меньше?

 - Необходимо отметить, что количество жалоб на экологические проблемы снизилось. К нам поступило 1002 жалобы. Снижение по сравнению с 2017 годом – 32 процента. В 2017 году было 1500. Граждане, видимо, поняли, что необходимо обращаться в контролирующие органы, Росприроднадзор, Министерство экологии. Если мы видим, что вопрос отнесен к нашей компетенции, то мы реагируем. Удовлетворено 23 процента обращений.

- Ежегодно в прокуратуре проходит День предпринимателей. На что жалуются представители бизнеса области?

 - То, что касается защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, то мы отмечаем активную работу по их приему в Единый День приема предпринимателей. Мы стали активно освещать в средствах массовой информации проведение этого мероприятия, стали чаще с предпринимателями общаться на разных мероприятиях и форумах и стали отмечать, что они стали к нам чаще обращаться за защитой своих прав. Если говорить об удовлетворяемости жалоб представителей бизнеса, то удовлетворено 12 процентов. Чаще всего предприниматели жаловались на действия контролирующих органов, на действия государственных и муниципальных заказчиков по неоплате заключенных контрактов. Следует отметить, что по данному вопросу прокуроры очень тщательно проводят проверки и очень жестко и остро реагируют и пресекают все нарушения.

 - А на личные выездные приемы к прокурорам часто ли записываются южноуральцы и насколько они действенны?

 - В 2018 году к нам на личные приемы обратилось более 25 тысяч человек. В 2017 - 26 тысяч. Следует отметить, что мы значительно увеличили количество приемов прокурорами и их заместителями. Любой желающий мог попасть на прием к руководителю и никому не было отказано. Тем более, что мы со стороны аппарата приняли меры, направленные на активизацию работы прокуроров. Так быстрее решаются вопросы. Одно дело, когда руководитель прочитает жалобу, а другое, когда лично выслушаешь заявителя. Если говорить о цифрах, то мы и в аппарате принимаем значительное количество населения. В 2018 году было принято более 4000 человек. Бывает, что беседуешь с заявителем и понимаешь, что их проблема может быть решена в нижестоящей прокуратуре. Задаешь вопрос, а почему вы не обращаетесь непосредственно к городскому или районному прокурору? И часто слышишь ответ, что люди сразу хотят обратиться в прокуратуру области. Мы, конечно, всех принимаем, но разъясняем, что мы руководствуемся ведомственным приказом, в котором указано, что нижестоящие прокуроры должны помогать гражданам, а вот если заявители не согласны с ответами прокуроров, то тогда нужно идти к нам с письменной жалобой и мы будем проводить проверку. Наша задача в аппарате прокуратуры области организовать работу таким образом, чтобы гражданам оперативно помочь и обеспечить прием конкретным руководителем.

- Есть какие-то новые формы взаимодействия прокуратуры с населением?

 - Конечно, есть. Относительно новых форм взаимодействия с населением, я хочу остановиться на том, что прокуратура области активно взаимодействует с Челябинской областной публичной библиотекой. В прошлом году мы провели 6 приемов жителей отдаленных районов и городов области. Несколько десятков граждан обратились к нам в онлайн режиме. Данная форма стала популярной среди жителей, особенно сельских и отдаленных территорий. Общаясь с ними начинаешь понимать, что им достаточно разъяснить тот или иной вопрос и рассказать куда человеку обращаться. А там, где есть сигналы о нарушениях, то мы разъясняем, как подготовить заявление, куда необходимо обратиться. В тех случаях, когда требуется помощь аппарата прокуратуры области, то мы помогаем заявителям составить заявление. Был случай, когда бабушка по состоянию здоровья не смогла составить заявление, мы помогли ей и организовали соответствующую проверку. Это одна из новых форм приема.

 - А если человек живет в другом регионе, а у него возникла проблема с каким-либо ведомством в Челябинской области?

 - У представителей государственных органов и органов местного самоуправления имеется возможность с использованием портала ССТУ.РФ в режиме видеосвязи обеспечить прием гражданина из любой точки страны. К примеру, права заявителя нарушены на территории Челябинской области, а он живет в Башкирии. Тогда гражданин обращается в любой орган государственной власти на определенной территории и этого человека связывают с конкретным руководителем, и мы с ним общаемся, принимаем обращение. По видеосвязи мы можем соединить заявителя с любым ведомством, к компетенции которого относится рассмотрение его обращения. Изначально программа была создана для проведения Всероссийского приема граждан, который проходит 12 декабря. Нам в этом году удалось принять таким образом заявителя из Троицка, помочь ему в решении проблемы в сфере ЖКХ. В этот же день мы организовали проверку, сейчас нарушения устранены.

 - Как организована работа с лицами с ограниченными возможностями?

 - Мы уделяем особое внимание лицам с ограниченными возможностями здоровья. В 2018 году впервые провели тематический прием, приуроченный ко всемирному дню защиты прав инвалидов. Принимали граждан по месту их жительства, по месту их нахождения в социальных учреждениях. Всего было принято более 300 инвалидов, пенсионеров. Принимали меры, направленные на устранение нарушений законов. В приеме граждан мы никому не отказываем, принимаем заявления, в том числе устные.

- Ольга Анатольевна, спасибо за беседу.

Комментарии 0