Яндекс.Метрика

Ирина Гладкова: Наша задача - изменить экологическую ситуацию

Фото Ирина Гладкова: Наша задача - изменить экологическую ситуацию

В преддверии Года экологии в России тема чистой окружающей среды становится особенно актуальной для Южного Урала. О том, какие проекты будут реализованы на территории области, что станет с водой, воздухом, городским свалками и как заставить предприятия вкладываться в экологические программы, – в интервью с министром экологии Челябинской области Ириной Гладковой.

- Ирина Александровна, в этом году была разработана территориальная схема обращения с отходами, теперь нужно определить регионального оператора. Расскажите, пожалуйста, как продвигаются дела в этой сфере?

- Тема ТБО для Челябинской области, как, впрочем, и для других регионов, достаточно значимая. В 2014 году был принят новый федеральный закон, который определил новых субъектов ответственности в сфере обращения с отходами и определил новые системы финансирования этих мероприятий. И теперь субъект Федерации обязан выполнить ряд мер, чтобы нормализовать на своей территории ситуацию с обращением с отходами. К этим мерам относятся разработка территориальной схемы обращения с отходами и определение регионального оператора.

Вообще, федеральный закон требует принятия нескольких десятков законов другого уровня, но, к сожалению, не все они были приняты оперативно. Поэтому этот закон пока не вступил в силу: 2016 год был объявлен переходным периодом. Для начала требовалось сделать схему обращения с отходами - это стратегический документ. Требования к схеме определены постановлением Правительства. Этот документ описывает ситуацию по обращению с отходами такой, какая она есть на сегодняшний момент в конкретном субъекте, и какая она должна быть в перспективе. Это описание должно быть достаточно подробное, и чтобы это описать, требуется проделать большую работу. К сентябрю все субъекты РФ должны были подготовить такие схемы. Челябинская область начала готовиться к принятию этой схемы заранее, в сентябре документ был утвержден. Были проведены натурные исследования в муниципалитетах, чтобы понять, сколько там отходов и какие это отходы.

Схема размещена на сайте в открытом доступе. Также мы подготовили ее электронную модель, хотя правительство России не определило обязательность такого действия. Но мы понимали, что такая версия нужна, так как с ней намного легче работать. Сейчас она находится в стадии опытно-промышленной эксплуатации: мы смотрим, насколько хорошо она выдерживает все запросы. После тестирования она также будет размещена в открытом доступе.

- Следующий шаг - определение регионального оператора?

- Да, а схема является для регоператора программой действий. Регоператор - это тот субъект, который будет отвечать за все проблемы с отходами, которые возникают на территории субъекта. У нас таких регоператоров, будет шесть, потому что вся область поделена на такое же количество кластеров. Там размешается один - в крайнем случае - два полигона по обращению с отходами, и присутствует развитая система переработки, логистики и сортировки. Регоператор будет выбираться на конкурсе, требования к нему определены постановлением правительства России. Сегодня Челябинская область готова к проведению конкурса по определению регионального оператора, потому что имеется нормативно-правовая база, понятны требования. Но, к сожалению, окончательное назначение срока зависит не о нас. Поскольку не все субъекты РФ успели в срок подготовить схемы, дата определения регоператоров в регионах может быть перенесена, или же может быть объявлен переходный период для тех регионов, которые не успели. В зависимости от этого решения мы будем действовать. Хочется подробно остановиться на этих моментах, потому что в последнее время мы часто сталкиваемся с сознательными спекуляциями, которые эту тему дезорганизуют. На самом деле мы открыты для диалога и готовы объяснять свою позицию всем заинтересованным субъектам.

- А какие мероприятия внесены в схему?

- Эта схема - наше не самое светлое настоящее, но это наше будущее. В первую очередь территориальная схема предполагает закрытие Челябинской городской свалки. В этом году для этого уже были приняты конкретные шаги и были получены подтверждения на федеральном уровне. Свалка должна быть выведена из эксплуатации в 2018 году. Мы это корреспондируем со сроками введения других объектов, куда можно будет вывозить мусор. Схема как раз предусматривает, каким именно образом и какими этапами будет проводиться выведение свалки из эксплуатации. Одновременно Челябинском будет проведена работа по проекту рекультивации свалки. Как известно, свалка эксплуатируется с 1979 года, и она создавалась без всякой проектной документации. Поэтому чтобы ее рекультивировать, нужно изучить этот объект вдоль и поперёк. Более того, этот проект должен быть приемлем по деньгам. Работа начата. До конца года будут проведены предпроектные работы, подготовлено техническое задание для проведения конкурса по разработке проекта рекультивации. В будущем году должен появиться проект. Сейчас мы уже получили подтверждение, что в формируемую федеральную программу «Чистая страна» проект рекультивации будет включен.

- Закрытие свалки приведет к созданию новых объектов?

- Что касается создания новых объектов по переработке мусора - мы стараемся в полной мере привлечь в эту отрасль частные инвестиции, тем более что федеральный закон это позволяет. Речь идёт о концессионном соглашении - то есть бизнес вкладывает деньги в объекты мусоропереработки, которые потом будут принадлежать области. Такое соглашение реализуется в Магнитке, сейчас там полным ходом идёт проектирование. Планируется, что уже весной-летом начнется строительство.

Отразив в схеме, сколько и где производится мусора, мы видим, что существует большой потенциал для бизнеса, работающего в сфере бытовых отходов. У нас и сейчас есть такие предприятия, но их должно стать больше, чтобы мы - в случае раздельного сбора, к которому начинаем готовиться, - имели возможность отправить эти отходы не на общий приемный пункт или полигон, а конкретному переработчику.

- Каков процент производимых бытовых отходов?

- Если сравнивать количество промышленных и бытовых отходов, только 2% проходится на бытовые. Основная же масса - это отходы горнодобывающей промышленности, металлургии, отвалы, шламы, хвостохранилища. У нас еще есть проблема, что на территории области существуют отходы, образованные еще в советское время, например, та же Карабашская проблема. А решать ее приходится сейчас. Мы называем это - ликвидация накопленного экологического вреда.

- А есть какие-то решения по тому, как будет осуществляться переработка отходов?

- Сейчас у нас идет проектирование по Магнитогорскому кластеру, и я могу сказать, по какому пути оно идет. Это схема технологичной сортировки, которая позволяет извлечь максимум отходов. Приоритетная задача, конечно, - пропускать 100% отходов через сортировку. То, что осталось, необходимо захоронить в хвосты на полигоне. Сейчас можно говорить о готовности Коркинского цементного завода использовать в качестве одного из видов альтернативного топлива так называемые RDF -гранулы - это то, во что можно переработать хвосты. Если переработать все - то ничего захоранивать не придется. Так что пока у нас нашелся один потребитель, и есть пилотные соглашения, которые позволяют реализовать этот проект на основе Коркинского цементного завода.

- По-прежнему актуальна тема качества воздуха.

- Да, эта тема стала для нас очень важной. Два года работы позволили нам достаточно глубоко проанализировать, каким именно образом мы могли бы управлять загрязнением воздуха - а это именно то, чего ждут от нас жители. У нас есть лаборатория, мы оперативно выезжаем на место, но жителей не устраивает просто информация о том, что действительно подтвердились их опасения насчёт качества воздуха, - они ждут от власти конкретных действий. Мы также понимаем, что все наши крупные предприятия, которые определяют в большей степени состояние атмосферного воздуха, выполнили все предъявляемые к ним требования по его охране. Формально у них нет обязанностей вкладывать инвестиции в эту сферу, одновременно с этим фиксируется, что воздух по-прежнему остается грязным. Мы предлагаем изменить подход к организации природоохранной деятельности предприятий. Мы сформулировали эти предложения и ждем подтверждения от Федерации. Мы считаем, что регулировать деятельность предприятий нужно с точки зрения качества атмосферного воздуха в городе. Сейчас у нас есть ряд предприятий, которые выбрасывают одни и те же загрязнители. Когда мы замеряем превышения на территории, встает вопрос: кто именно виноват? Есть инструменты, которые позволяют достаточно четко сказать, какое из предприятий какую долю загрязнений вносит. На основании этих инструментов можно выделить предприятиям квоту. Задача предприятия в эту квоту уложиться. Мы очень рассчитываем, что в Год экологии такая схема появится и начнет работать.

- Наверное, актуальна тема не только воздуха, но и воды?

- Вода для нас тоже важная тема. Есть Шершневский водозабор, в который могут попасть притоки тяжелых металлов за счет того, что выше по течению реки расположен Карабаш. В этом году мы надеемся получить положительное заключение градостроительной экспертизы по проекту рекультивации Карабашской территории.

- Наверное, существуют планы не только по улучшению среды, но и по охране.

- Конечно же, в наши задачи также входит сохранение уголков нетронутой природы. И мы прекрасно понимаем, что, чем более она нетронута, тем более привлекательна с точки зрения рекреации. И в этом году поступило предложение создать на территории Челябинской области биосферный резерват, губернатор Челябинской области Борис Дубровский поставил перед нами задачу обсудить вопрос создания такого резервата и введения каких-то ограничений вместе с органами местного самоуправления в городах Миасс, Карабаш, Куса, Златоуст. На сегодняшний момент все готовы участвовать в этом проекте. Мы рассчитываем, что в следующем году будет создана необходимая документация. Речь идет о статусе ЮНЕСКО, и для нас это достаточно значимо. Мы хотим, чтобы наша область воспринималась как территория, которая сохраняет биосферные возможности.

- Какие проекты область собирается осуществить в Год экологии?

- Мы силу не распыляем и определяем, что для нас на сегодняшний момент наиболее значимо. Год экологии - это возможность сконцентрировать всех на имеющихся проблемах. Мы в свой план включили мероприятия, которые я уже озвучила. Кроме того, ряд наших предприятий в инициативном порядке выразили желание участвовать в мероприятия плана на год экологии: ММК, ЧТПЗ, Мечел-Кокс подписали многосторонне соглашение с органами власти о том, что они будут вкладывать соответствующие инвестиции в природоохранную деятельность.

Можно многое менять и внедрять, но лучшим природоохранным вложением останется экологическое воспитание жителей области. Поэтому значительная часть плана посвящена именно этому направлению.

Было бы неплохо, если бы у нас получило большое развитие волонтерское движение. У многих людей сформировалось потребительское отношение к природе: они считают, что если насорили – кто-то должен за ними убрать. А если все будут за собой убирать, станет понятно, что где-то можно и не сорить.

- Всех волнует вопрос о подготовке к предстоящему Госсовету. Какие основные аспекты Челябинская область собирается представить на совещании?

- Задача, которую ставит губернатор перед всеми, а также позиционирует перед руководителями федерального уровня, - сделать так, чтобы регион стал комфортным для проживания, а не наоборот, чтобы из него хотелось уехать. Решить эту задачу можно единственным способом - изменить экологическую ситуацию как в крупных городах, так и в мелких населенных пунктах. В мелких городах проблемы чаще всего связаны с отходами, а в крупных – с охраной атмосферного воздуха. И поскольку Год экологии начнется с заседания Государственного совета, мы очень надеемся, что соответствующие поручения будут даны.

Справка:

- RDFрасшифровывается как Refuse-derivedfuel («мусорное» топливо). Технология создания РДФ заключается в следующем: смешанные отходы подвергают некоторой сортировке, после чего высушивают и измельчают. Полученные гранулы или хлопья используются в качестве топлива, чаще всего при производстве цемента. RDF-топливо используется в качестве замены ископаемого топлива: угля, нефти, газа — и снижает энергетическую зависимость от него.

- Биосферными резерватами являются зоны наземных, прибрежных, морских экосистем или сочетание таких экосистем, международно-признанные в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) в соответствии с Положением Севильской стратегии. Территории резерватов считаются особо охраняемыми. В России на данный момент существует 39 биосферных резерватов.

Комментарии 0
    Новости по теме Ирина Гладкова