Яндекс.Метрика
  • Есть мнение

100 лет спустя. Юбилей без праздничных залпов и речей

Фото 100 лет спустя. Юбилей без праздничных залпов и речей

Сегодня исполнилось 100 лет Октябрьской революции. Дата для истории важная, переломная. Но обсуждается она негромко, все больше по инициативе людей искусства и, конечно, историков.

В Государственном историческом музее Южного Урала о событиях Февраля–Октября 1917-го, начиная с сентября, напоминали не только выставки, но и перформансы, поэтические «сходки», даже мастер-классы, где художники в присутствии, а иногда при участии зрителей создавали (или разрушали) арт-объекты. В завершение музейщики устроили революционную «Ночь искусств», которая прошла 3 ноября. Залы в этот день были переполнены, поток посетителей не прекращался до позднего вечера. Все желающие смогли бесплатно посмотреть выставки «Ураган времени — революция» и «Война и мир» издательского дома «Коммерсантъ».

А вечером в дебаркадере (подвал между двумя музейными башнями) сыграли спектакль «Ты меня любишь, Соня Кривая?», который в очередной раз всколыхнул зрительские эмоции, заставил задуматься о событиях столетней давности, о нас сегодняшних. Поэтому, наверно, разговор создателей и зрителей, который состоялся сразу после показа, получился неожиданно эмоциональным и честным.

Диалог двух эпох

Константин Рубинский, драматург:«Современное искусство — это болевой нерв, который должен отзываться в сегодняшнем времени.

– Наш спектакль — это историяо времени без героя, когда человек не может решиться на поступок. В этом смысле две разные эпохи (период между двумя русскими революциями 1917 года и наше время) во многом рифмуются. А разнятся они, наверно, в главном. Способны ли мы, сегодняшние, оторваться от кожаного дивана и что-то изменить в мире или хотя бы в самих себе? Для меня этот вопрос был ключевым.

Космическое одиночество

Олег Хапов, режиссер:

– Я не революционер, на баррикады не готов идти. Но я очень хочу изменить ситуацию вокруг себя,  в стране, и не знаю, как это сделать. Меня лишили каналов обратной связи, практически всех. Я не могу повлиять каким-то разумным, интеллигентским способом. Понимаю, что есть некая линия, которая всех нас хоть немножечко разделила в 2014 году. Но я вижу,что я не один. Быть одному очень страшно. Именно это одиночество, космическое, мне хотелось выразить в пустоте современных героев, в их «барабанном» существовании. Я понимаю, что Соня Кривая— это, конечно, романтизация, такой опасный флер. Но в жизни я не знаю такой Светы-активистки, такой Сони. Где выход? Так что спектакль – не просто вопросы, это крик души.

Самое главное, что мы в диалоге. Мы с вами не сдираем кожу, а пытаемся рассуждать, выслушать разные мнения, разговаривать об этом. Сегодня нужно создавать общество сотрудничества.

Как спрессовалось время…

Филолог, преподаватель ЮурГУ:

– Я изучаю региональную литературу, и когда смотрела спектакль «Ты меня любишь, Соня Кривая?», радовалась как патриот, что уходит определение «провинциальная литература», что мы совершенно на уровне – и театральном, и литературном. Горжусь, замечательный спектакль!

Потом во мне «включился» человек и я подумала: как спрессовалось время…Для моего поколения, кто изучал советскую историю, революция 1917 года это, конечно,не древняя Греция, но все-таки другая историческая эпоха. И вдруг сегодня все это оказалось рядом — и в спектакле, и в голове, и в сознании. Все сопоставимо. Мы говорим про будущее, а сами уже в нем живем... Конечно, горько мне, что оно нам не нравится. Хотя я согласна: хочется что-то переделать.Вы-то уж точно это делаете – и создатели спектакля, и замечательные актеры, и музей. Если честно, я вам даже завидую.

«Искусство говорит за тех, кто сказать не может»

Наталья Санникова, куратор выставки «ZOOM100. Вторжение»:

– Я постоянно читаю, слышу от третьих лиц, что людей, которые ничем не озабочены и которые не хотят ничего изменить, большинство. Но в жизни я их не встречала. Каждый человек, к которому подходишь близко, оказывается человеком, у которого душа болит.

Сейчас очень часто звучит идея, по-человечески мне близкая. О том, что искусство, художник – это голос, который говорит за тех, кто сам говорить не может. Большинство людей живут жизнью, которая не предполагает художественного высказывания, общественной или политической активности. Они заботятся о своей семье, своем куске пространства, в котором действительно много работы. У них нет ни сил, ни времени, ни других ресурсов, чтобы свою обеспокоенность, может, боль сначала концептуализировать, а потом превратить в художественный образ.

Поразительный для меня опыт – работа над выставкой «ZOOM100. Вторжение» в историческом музее. Люди, с которыми пришлось ее делать, молоды, им нет 30 лет. На открытии выставки их спрашивали, почему пришла такая конъюнктурная идея. А для них 100-летие революции — это такая рамка, которая помогла говорить о себе самих. Им хотелось понять, что бы они чувствовали, пережив социальную катастрофу, которой является революция. Какие бы идеи не провозглашала, какие бы цели и средства не выбирала, она сметает абсолютно частный человеческий мир. Семья, любовь, желание строить планы на будущее... Революция все под себя подминает, и без потерь человек из нее не выйдет. Они думали об этом как художники. И попытались выразить состояние прерванного жизненного плана, давящих обстоятельств, с которыми ты, частное лицо, не можешь справиться.

В то же время, они понимают романтику революционного порыва. Не все из них готовы, скажем,  утверждать, что революция — это абсолютное зло, с которым никто не может справиться.

Романтизируя тех, кто остался позади и не может говорить сам — Соню Кривую, первых революционеров, героев войны,— мы помогаем сами себе преодолеть травму, которая до нас дошла памятью нашей семьи, и которую мы интуитивно на себя примеряем. Что было бы с нами? Могли бы мы стать героями, совершить поступок? Мы романтизируем героев, потому что хотим как-то спасаться от этого ужаса. Реализуя себя в художественных образах, на сцене, молодые люди тоже думали об этом: что чувствует человек, когда на него катится колесо истории, когда его мирная размеренная жизнь по вине каких-то внешних сил превращается в хаос.

Напомним, что спектакль о трагической судьбе революционерки-подпольщицы Сони Кривой — первый в истории музея Южного Урала. Он создавался специально для фестиваля современного искусства «Дебаркадер-2017». Там же состоялась и премьера (14 сентября и 19 сентября). Авторы постановки: драматурги Константин Рубинский и Полина Бабушкина, режиссер Олег Хапов, художник Антон Сластников, композитор Владимир Батраков, автор видеоряда Николай Осминов и директор исторического музея Владимир Богдановский, без поддержки которого проект бы не состоялся.  В постановке участвовали молодые актеры челябинских театров Катя Девятова, Александр Черепанов, Алена Сергеева, Иван Яковлев и дебютировавший на драматической сцене автор песни "Улица Соня Кривая" Юрий Богатенков.

Фото: Юрий Ермолин, Константин Дубчак

Комментарии 0
    Новости по теме культура