Яндекс.Метрика

Везёт уже 90 лет: ЮУЖД отмечает юбилей и предлагает погрузиться в историю магистрали

Фото Везёт уже 90 лет: ЮУЖД отмечает юбилей и предлагает погрузиться в историю магистрали
Фото: ЮУЖД

Сегодня, 15 апреля 2024 года Южно-Уральская железная дорога (проходит, в том числе, и по территории Челябинской области) отмечает юбилей - 90 лет со дня основания. При этом старейшие станции начали строиться на Урале гораздо раньше - еще в конце XIX века.

С юбилеем Южно-Уральскую магистраль поздравили губернатор Алексей Текслер и глава Магнитогорского городского округа Сергей Бердников.

Глава региона отметил, что на сегодня ЮУЖД «активно развивается, обновляется, уверенно вступает в эпоху новых скоростей и цифровых технологий, обеспечивает надежность и комфорт как пассажирских, так и грузовых перевозок». Алексей Текслер пожелал Южно-Уральским железнодорожникам «здоровья, благополучия, добра и успехов в достижении всех намеченных целей».

К 90-летию со дня основания Южно-Уральской железной дороги на железнодорожном вокзале Челябинска открылась фотовыставка. Девять десятков лет истории ЮУЖД показаны в уникальных архивных кадрах важных проектов, значимых событий, рабочих будней и быта железнодорожников.

На выставке представлено 80 архивных фотографий. «Экспозиция воплощает в себе не только красоту фотографий, но и душу Южно-Уральской железной дороги», - отметили в ЮУЖД.

Магистраль предлагает поближе познакомиться с ее железнодорожной историей, вы узнаете много интересного.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЮЖНО-УРАЛЬСКОЙ МАГИСТРАЛИ

Начало строительства железных дорог на Южном Урале неразрывно связано с необходимостью освоения богатых месторождений Урала, Сибири и потребностью создания новых рынков сбыта. Четвертого октября 1893 года из Челябинска отправился первый поезд. Во многом благодаря железной дороге Челябинск из небольшого провинциального города со временем превратился в мегаполис с миллионом жителей.

В 1934 году в целях эффективного и грамотного управления советскими магистралями ряд железных дорог был разукрупнён. Южно-Уральская магистраль была образована в результате разделения Пермской железной дороги и начала работать 15 апреля 1934 года.

В состав ЮУЖД частично или полностью вошли старейшие железные дороги России – Оренбургская, Самаро-Златоустовская и Западно-Сибирская. Постановлением совета народных комиссаров тысячекилометровый участок Транссиба (Кропачево – Челябинск – Исилькуль) был выделен в состав Южно-Уральской железной дороги с управлением в Челябинске.

Изначальная длина путей ЮУЖД составляла две тысячи 420 километров.

В то время основным видом локомотивов были паровозы самых различных серий, и лишь 40 процентов из них – новые, мощные для того времени паровозы серий Э, ЭУ, ЭМ в грузовом движении, и С, СУ – в пассажирском движении. Сдерживали движение поездов жезловой и телеграфный способы связи, и лишь на главном ходу от Кропачево до Челябинска была полуавтоматическая блокировка.

В предвоенные годы Южно-Уральская дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всем главном ходу от Кропачево до Макушино была введена автоматическая блокировка, сданы в эксплуатацию более 900 километров новых линий, освоены ремонт и эксплуатация мощных паровозов серий ФД и ИС. Длина пути на станциях была увеличена до 850 метров.

В годы Великой Отечественной войны, когда значительная часть промышленных предприятий была перебазирована из западных районов на Урал и в Сибирь, значительно возросли перевозки пассажиров и грузов. Необходимо было срочно решить вопрос резкого увеличения провозной и пропускной способности дороги. Несмотря на огромные трудности, испытываемые страной, Госкомитет обороны принял постановление перевести на электрическую тягу наиболее тяжелый горный участок Челябинск–Кропачево протяженностью 320 километров. С Кировской железной дороги, находившейся в полосе боевых действий, были вывезены электрооборудование для 10 тяговых подстанций и направлен инженерно-технический персонал. Второго ноября 1945 года машинист В.Н. Иванов на электровозе ВЛ19 провел первый грузовой поезд весом 1200 тонн по электрифицированному участку Челябинск–Златоуст. Так было положено начало электрификации Транссибирской магистрали.

С первого октября 2003 года Южно-Уральская магистраль стала филиалом компании «Российские железные дороги».

Сегодня Южно-Уральская железная дорога – входит в число крупнейших отечественных магистралей. Это начальное звено Транссиба – самой протяженной железной дороги в мире. Она соединяет Европу и Азию.

ЮУЖД проходит по территории семи субъектов: Челябинской, Курганской, Оренбургской, Куйбышевской, Свердловской областей, Республики Башкортостан в Российской Федерации и Северо-Казахстанской области Республики Казахстан. В состав дороги входит четыре отделения – Челябинское, Курганское, Оренбургское и Петропавловское.

В настоящее время развернутая протяженность Южно-Уральской магистрали составляет порядка восьми тысяч километров, а эксплуатационная длина - четыре тысячи 807 километров. Общая площадь полигона составляет более 400 тысяч квадратных километров.

Дорога оснащена современным оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики.

ЮУЖД обслуживает один из крупнейших промышленных регионов страны. На полигоне магистрали расположены такие крупные промышленные центры как Челябинск, Магнитогорск, Миасс, Златоуст, Оренбург, Орск, Новотроицк, Медногорск, Курган.

Южно-Уральская магистраль является крупнейшим грузоперевозчиком в своем регионе. Дорога оснащена современным оборудованием электро- и энергоснабжения, системами телеуправления, автоматики и телемеханики. На ЮУЖД работает почти 85 тысяч железнодорожников. Дорога и ее предприятия неоднократно становились победителями отраслевого соревнования.

ДЛЯ СПРАВКИ

Поздравление губернатора Челябинской области Алексея Текслера с 90-летием со дня образования Южно-Уральской железной дороги:

«История стальной магистрали неразрывно связана с индустриальным подъемом на Южном Урале. Строительство железной дороги дало мощный импульс развитию нашего края, превратило Челябинскую область в ключевой транспортный центр России. В годы Великой Отечественной войны южноуральские железнодорожники своим самоотверженным трудом внесли огромный вклад в снабжение фронта оружием, боеприпасами и продовольствием, обеспечили эвакуацию почти полутора тысяч стратегических предприятий, организацию госпитальных эшелонов.

Сегодня Южно-Уральская железная дорога – один из ведущих филиалов ОАО «РЖД», она активно развивается, обновляется, уверенно вступает в эпоху новых скоростей и цифровых технологий, обеспечивает надежность и комфорт как пассажирских, так и грузовых перевозок.

Желаю всем ветеранам и работникам ЮУЖД здоровья, благополучия, добра и успехов в достижении всех намеченных целей».

Поздравление главы Магнитогорска Сергея Бердникова:

«Искренне рад поздравить вас с 90-летием Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги»! Отечественный железнодорожный комплекс – могучий и слаженный механизм, работа которого гарантирует стабильность экономики России. Входя в число крупнейших отечественных магистралей, ЮУЖД является надежным партнером для пассажиров и грузоотправителей, связывает города и регионы. Магнитогорск – железнодорожный узел. Специалисты наших станций многое делают для повышения качества оказываемых услуг и эффективности отрасли. Благодарю всех за значимый труд и от всей души желаю крепкого здоровья, благополучия, новых успехов».

На фотовыставке «В объективе истории», посвященной 90-летию со дня основания ЮУЖД и открытой 15 апреля на железнодорожном вокзале Челябинска, представлены фотографии из архивов: ОГБУК «Государственный исторический музей Южного Урала», Центра исторического наследия ЮУЖД, газеты «Призыв», службы корпоративных коммуникаций ЮУЖД, а также фотографии известных фотожурналистов А. Г. Ходова, А. В. Колющенко, М. Н. Петрова и А. А. Шулепова.

Комментарии 0
    Новости по теме ЮУЖД