Яндекс.Метрика

​На исторические события челябинец Владимир Большаков смотрит как снизу, так и сверху

Фото ​На исторические события челябинец Владимир Большаков смотрит как снизу, так и сверху

Челябинец Владимир Большаков написал шестисотстраничное издание «Книга веков. История мира в синхронистической таблице».

Чтобы составить такую историю ему потребовалось шестнадцать лет жизни. Синхронистическая таблица содержит пять вертикальных колонок — Европа, Азия, Африка, Америка и в отдельную объединены Австралия, Океания, Антарктида и Арктика. Если требуется узнать, что происходило в мире в каком-то году, нужно отыскать этот год в таблице. События, относящиеся к истории России, выделены курсивом. Получилась «Книга веков» с акцентом на Россию.  Таблицы Большакова закончились 2000-м годом, начавшись с 4000 тысяч лет до н. эры.

— Что любят читать мальчишки в подростковом возрасте? Исторические романы. Может быть, сейчас по-другому, а в нашем детстве было так. Я читал очень много книг, — говорит Владимир Леонидович. — И всегда возникала потребность узнать: а что осталось за рамками исторического романа, что происходило в то время в других странах, на других континентах? К примеру, зачитываешься «Тремя мушкетерами», а что в это время было в России, какие герои были там?

Верил: есть такая таблица, с помощью которой можно побывать в одном времени на разных континентах. Думал, что есть такая книга, просто мне не встречается. Потом я вырос и к годам тридцати, что называется, приспичило: начал искать эту книгу. Не нашел. Вообще-то синхронистическая таблица — не мной придумана. Они есть во многих книгах по истории, но носят вспомогательный характер: охватывают или какой-то локальный период времени, либо несколько стран. Например, Египет и примыкающие к нему территории.

Нигде не найдя универсальную синхронистическую таблицу, челябинец начал составлять ее сам. Раскрыл общую тетрадь, разграфил на пять колонок: Европа, Азия, Африка, Америка, другие материки (Австралия, Антарктида, Океания). Раскрыл первый том «Всемирной истории» и стал штудировать… Начал с 4-тысячного года до нашей эры.

— Это была работа для себя?
— Конечно. Об объемистом томе, что вышел потом в челябинском издательстве, тогда даже не помышлял. Но когда за два-три года дошел только до средних веков, понял, какое начал трудоемкое дело. И продолжать его только для того чтобы спрятать в стол — глупо.

Через десять лет мои тетрадки, а их, сами понимаете, к этому времени собралось солидное количество, закончил Великой Октябрьской революцией. В 1995 году издал книгу в Магнитогорске.

— Почему вы ограничились 1917-м годом?
— В России шла перестройка, открывали архивы, пересматривали многие исторические события. В 1996 году взялся за описание новейшего периода ХХ века. Получилось более мелкое дробление: по месяцам и дням. Дополнилась и ранее изданная часть. Так получилась «Книга веков».

— Источником для вашей «Книги…» послужили другие книги?
— Сотни. Прежде всего, авторитетные академические издания. Находил их в нашей «публичке» — областной универсальной научной библиотеке . И не только в Челябинске. Бывая в длительных командировках, записывался в местные аналогичные библиотеки и рылся в интересующих томах.
— Больше всего вы заполнили «европейскую» и «азиатскую» колонки, в других хватает «белых пятен».
— Действительно, получилась «Книга веков» с акцентом на Россию. Наверное, если бы подобные таблицы составлял кто-то в Германии или США, книга получилась бы другая. Если бы у меня была возможность посидеть в нью-йоркской библиотеке, то я заполнил многие «белые пятна» в своей книге.
— В идеале на каждом континенте должен найтись человек, который выполнит подобную работу? Тогда соберется «Книга книг веков» — по-своему великая и неповторимая.
— Видимо. Но я таких людей, к сожалению, не знаю.
Вы по профессии инженер-строитель. Как вам кажется, если бы за подобный труд взялся профессиональный историк, отличался бы результат от вашего, и чем?
— В нем не было бы фактов, которые не являются «историческими»: например, выхода на экраны киноленты «Веселые ребята», появления ансамбля «Битлз» и так далее.
— Что открыл для себя человек, прошедший «сквозь толщу веков»?
— Прежде всего, сделал вывод: ничто не ново под Луной. В истории человечества все уже было — только в другой форме. Нам семьдесят лет внушали про неповторимость и величие Октябрьской революции. Но и раньше побеждали народные восстания, и власть трудящихся удерживалась десятилетия. Но постепенно люди, оказавшиеся у власти, перерождались. Образовывались новые правящие династии, появлялись олигархи. Так что все повторяется. Недаром говорят, что история — это движение по спирали.
— «Книга веков» заканчивается 2000 годом.  Будет ли продолжение?
— Не вижу смысла прибавлять еще  несколько лет  к уже описанным в книге шести тысячам. Может позже это сделает кто-нибудь другой.

После того, как о необычном издании и его авторе рассказали российские СМИ, Владимир Леонидович получил письмо от женщины из Нового Уренгоя. В нем она рассказал о своей трагедии — умер ее сын, увлекавшийся историей и мечтавшей написать собственную книгу. Мать просила совета и помощи, потом прислала бандероль с рукописями сына.

— Книга, которую я сделал из его набросков, называется «Хроника древней Эллады», — говорит Владимир Большаков, — Маме Николая удалось издать ее в своем городе.

А у самого автора «Книги веков» продолжение было таким. Уже не в виде таблиц.

Владимир Большаков выпустил книгу «Маленькие трактаты». Она — своеобразное продолжение «Книги веков». После того, как челябинец уместил 6000 лет в одну таблицу, написал серию эссе «Взгляд снизу» — пятидесятые, шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые, девяностые. Это были не воспоминания собственной тогда еще пятидесятилетней жизни автора. А — взгляд снизу на то, что окружало нас каждое из этих десятилетий современной истории. Сам автор об этом говорит так: » Конечно, великие события я, как и большинство из нас, мог наблюдать лишь издали, точнее снизу. Но и со столь невыгодной позиции эти события были, если внимательно приглядеться, вполне различимы и, если дать себе труд немного призадуматься, вполне понимаемы». А рядом — взгляд сверху, с воздушного шара. «Давайте представим, — пишет автор, — что у нас с вами есть волшебный воздушный шар, на котором мы можем подняться над Землей в любой год человеческой истории. Мы увидим панораму, которая будет сначала — в древние века — очень узкой, а затем — по мере приближения к нашему времени — все более широкой и полной». «Трактаты» были выпущены небольшим тиражом — всего триста экземпляров и  до широкой аудитории это сочинение дошло вряд ли.

И вот новое путешествие в историю челябинского автора  – во времена князя Олега. «Как ныне сбирается вещий Олег…».

«Рыцарь Жан ле Рус» — исторический приключенческий роман времени правления князя Олега и становления Русского государства. Действие начинается в 900 году. Молодой юноша в составе русского посольства отправляется в Восточно-Франкское королевство, которое в то время уже начинали называть Германским. Именно там, а затем в Западно-Франкском королевстве, будущей Франции, и разворачиваются основные события.

—  В Европе, на развалинах великой Римской империи, продолжался процесс образования новых государств и, как вошло в традицию в конце каждого столетия, люди в очередной раз ждали конца света. А далеко на востоке, за королевствами поляков, венгров и чехов, создавалось огромное государство руссов… Много тогда было желающих возвыситься над войском или отколоться с частью дружины и стать самостоятельными правителями. Но князь Олег заранее расставил везде своих верных людей и в час, когда тело Рюрика ещё только готовили к погребальному костру, люто сверкнули ножи и мечи, и остались только те, кто был предан или покорен Олегу. Сколько пришлось потом ещё пролить крови, чтобы усмирить явных непокорных и тайных недругов! Это было обычное дело, передача власти в те далёкие времена без крови не обходилась.

Зато потом, став полновластным князем и непререкаемым начальником над своевольным и жадным до добычи варяжским войском, Олег стал строить свою державу, покоряя один народ за другим, заставляя их платить дань себе, а не кому-то другому. Сейчас это назвали бы типичным рэкетом, посредством которого, методом угроз и применением силы, приводятся в подчинение производители материальных благ. Но в те времена это был один из наиболее распространённых способов создания государства.

Свою приключенческую книгу челябинский автор считает логическим продолжением двух предыдущих работ. В процессе работы над «Книгой веков» был изучен большой объём исторической литературы, позволивший  автору иметь представление о жизни людей в разных странах в разные времена.

Комментарии 0
    Новости по теме История