Яндекс.Метрика
  • Интервью

Челябинская поэтесса Нина Пикулева: Настоящий детский автор всегда видит перед собой ребёнка

Фото Челябинская поэтесса Нина Пикулева: Настоящий детский автор всегда видит перед собой ребёнка

Уральская поэтесса, автор более ста пятидесяти книг для детей и их родителей, лауреат премии имени Л. Н. Толстого за вклад в развитие литературы для детей вот уже более сорока лет проводит творческие встречи с ребятами по всей стране. За это время её добрые и лучезарные глаза успело запомнить несколько поколений. Нина Пикулева рассказала корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» о секретах любимого дела.

– Нина Васильевна, как вам удаётся на встречах полностью овладеть вниманием ребят?

– Если ты увлечённый человек, то любишь и своё дело, и тех, кому ты его посвящаешь. Я смотрю на ребёнка с материнской любовью, он это чувствует. Вижу в детях новых друзей и нераскрытых собеседников. Я стараюсь их раскрыть, вывести на орбиту радости, а это всегда прибавляет сил и им, и мне. Когда у тебя на глазах ребёнок из усталого человечка превращается в энерджайзер и его глаза начинают сиять, он становится самим собой.

Но бывают и исключения… Когда у ребёнка что-то в жизни не сложилось, когда его уже в первом классе или ещё раньше нечаянно лишили аппетита к знаниям… Это видеть и понимать тяжело. А жить ему с этим ещё тяжелей. Сколько труда нужно толковому, мудрому взрослому, который (если ребёнку повезёт) окажется рядом с ним, чтобы вывести его на ту орбиту, где дышать легче.

Есть очень простой приём услышать ребёнка. Жаль только, что родители им не всегда пользуются. Нужно усадить ребёнка напротив себя, посмотреть ему в глаза и по-доброму, с искренним участием и интересом поговорить с ним. И не один раз, а как можно чаще. Так рождается заново утраченное доверие, заново просыпается любовь к родному человеку, укрепляется дружба. На наших встречах я тоже говорю, глядя в лица детей: не стесняйтесь отыскать в глубине души нежное слово.

– О чём вы чаще всего говорите с детьми на встречах?

– Встреча должна быть похожа на раскрытую книгу: автор – наш откровенный собеседник, который постепенно становится другом, если книга нравится. А если читатель закрыт? Где тот «золотой ключик», что поможет раскрыть его сердце? Вот потому-то и нет мелочей в любой нашей встрече. Она должна быть цельной и в психологическом плане, и в педагогическом, и в эстетическом, и это ещё не всё. Каждая новая встреча – это новая высота, которую нужно покорить, взойти на её вершину. Я готовлюсь к каждой «вершине» весьма серьёзно, хотя говорю с детьми, шутя, любя и играя. В моём арсенале есть кукольная подружка Бабка Ёжка, производящая фурор в их представлении о бабушке Яге. И «волшебные бусы» с авторскими загадками, которые приучают детей думать! Не спешить и взвешивать каждое слово. В наше время многое делается наспех, детей учат скорочтению. А для художественной литературы, питающей душу, скорочтение – злейший враг. Кто нынче учит ребёнка думать? Неужели тесты с тремя вопросами, на которые нужно ответить бегом? Это только мозги расслабляет. А для русского человека всегда первые «из-беды-выручалочки», главные черты характера: смекалка, сообразительность и находчивость. Я уж не говорю о том, что душу надо тоже питать постоянно. Пусть она растёт от красоты, благородства, пусть обтачивается о хитроумные загадки. Всё пригодится! Вот потому-то я на встречах и мобилизую, собираю и «завожу» ребятишек на этот труд.

Очень часто напоминаю о том, что каждому из нас при рождении даётся и душа, и  какой-то природный талант или способности. И наша задача – найти его  в себе и раскрыть! На это иногда годы уходят, но самыесчастливые люди те, что себя нашли. А ещё говорю: счастливыми бывают только добрые и чистые сердцем люди.

– В чём состоит, на ваш взгляд, главная задача детского писателя?

– Подарить ребёнку счастье. Если у него утрачена вера в него, показать и доказать, что счастье можно вернуть, потому что оно всегда рядом, стоит только взять его в свои руки! Но эта задача под силу настоящему детскому автору, который всегда видит перед собой ребёнка, чувствует его, понимает и любит. Вам кажется, что все детские авторы думают о детях? Нет, к сожалению. Есть те, кто приходит в эту сферу литературы, полагая, что здесь можно только «баловаться», «резвиться», «писать, что в голову взбредёт». Есть авторы и молодые, ещё не успевшие подумать: а это интересно или понятно ребёнку?  Что твоё слово посеет в его душе? Куда позовёт?

– Вы начинали встречаться с детьми во времена СССР. Дети сейчас другие?

– На встречи с «живыми» писателями прежде дети всегда приходили такими нарядными, что в глазах становилось светло. Аккуратные стрижки мальчишек и белые банты девчонок, их радостно распахнутые глаза, их ожидание и трепет, их восторг и фейерверк аплодисментов с самых первых стихов! Дети легко зажигались, сияли улыбками и источали счастье. В такой атмосфере ты сам мгновенно наполнялся счастьем, и встреча была похожа, скорее, на  полёт на дельтаплане, сопровождавшийся детским смехом и аплодисментами.

Сейчас детей, бывает, и вовсе не готовят к празднику слова. Их одевают весьма «практично»: дети могут прийти в тяжеленных сапогах-вездеходах, универсальных комбинезонах, напоминающих экипировку рыбаков. Девочки со спутанными волосами или с косичками, которые не расплетались по три дня. Очень редко на конце косичек – бантики.  Не буду дальше говорить, уже понятны перемены… И самое главное – невесёлые лица детей в самом начале наших встреч. Мне их приходится, как раненых с поля боя, на себе нести первые 10-15 минут. Только потом они начинают видеть во мне друга, улыбаться.

– Кто должен помочь ребёнку, если родители заняты своими проблемами, а школа – своими?

– Прекрасно, если рядом есть бабушки и дедушки. А если нет, то достойная книга. Но её ещё нужно найти. Помните изречение: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»?

Я много лет искала ответ на этот вопрос, мне хотелось подарить детям литературного героя, который станет их настоящим другом. Дети всегда ищут, на кого равняться. После Дяди Стёпы у нас в литературе, к сожалению, не было положительного героя – человека. Именно человека. Чтобы он взял ребёнка за руку и повёл за собой. А ведь прошло с момента рождения Дяди Стёпы 80 лет! А у нас то Шреки (людоеды), то ему подобные иностранные «герои». В год литературы (2015)  у меня вышли три небольшие книжки для дошколят с новым  героем, имя которого сложилось из двух частей – начала моей фамилии и слова «игру» в конце – Волшебник Пинти Гру. Процитирую его песню:

Рядом друг, значит счастье – рядом!

Сердце друга услышит друг,

Прилетит он к тебе, если надо,

Если сердце зовёт: тук-тук!

Мой герой всегда рядом с ребёнком, он готов его оберегать и защищать, говорить с ним по душам или играть, учить и подсказывать, терпеливо объяснять или рассмешить, когда надо. Он не только любит, но и уважает ребёнка. Я долго думала, как же могу помочь малышам на расстоянии? Поняла: могу протянуть им руку с помощью книги и героя. Хотя проблема в том, что этого героя ещё нужно по-настоящему представить миру. Через замочную скважину этого сделать нельзя.   

Как это понимать?

– Буквально. У поэтов и писателей нет ни поддержки, ни трибуны: ни газет, где нас бы ждали с литературными страницами, ни журналов, кроме «Колокольчика» (детского православного журнала для семьи), ни радио, ни ТВ, ни южноуральского издательства. И даже магазина «Уральская книга» нет. Все структуры не государственные, а частные, а частники работают на себя.

Представьте мою радость, когда я, думая обо всех малышах не только Челябинска и области, но и России, нашла спасительный выход и для  ребятишек, и для семей – придумала героя, который мог бы заменить отчасти и мужчину в семье, и наставника, и гувернёра… Поделиться творческой радостью, счастливой находкой я решила первым делом, конечно же, с самым главным «органом», где ясней всех понимают: нет культуры – нет народа. Я перешагнула порог министерства культуры и с горящими глазами сказала: «Смотрите, случилось то, к чему я шла всю свою жизнь! Он появился. Герой нашего времени. Добрый и мудрый, сильный и бескорыстный, а главное – любящий детей. Он родился здесь, у нас, на Урале! Не в Москве или Питере, а в Челябинске. Он мог бы стать брэндом нашего края!»

Восторг моих речей уравновесил взгляд министра. Он смотрел на меня спокойно и равнодушно. Потом подарил фразу, произнесённую с интонацией непонимания: «Что вы предлагаете?» Я встала и ушла. И ничего не изменилось за это время. Прошло три года. Герой родился, а вот забрать его из родильного дома в нашем городе некому. Он не нужен?  Писатель вместе с его книгами, героями и мыслями о детях и не только детях выброшен на свалку истории? 

– А где-нибудь в городе продаются ваши книги?

– Уже очень много лет наши книжные магазины наполняются книгами московских издательств. Челябинских книг в них нет. Многие писатели ни издать свои книги не могут, ни выставить на продажу. Нас будто наказывают: издал – вот и продавай сам! Эту ситуацию можно давно уже было решить. Создайте, например, «Лавку писателей», где будут продаваться книги уральских авторов. Мы и сами могли бы устраивать там автограф-сессии, как в Москве. Но, увы, сколько бы мы не говорили, никто об этом не думает.

Осенью этого года на 11-ом фестивале «Челябинск читающий», который нашему городу подарила библиотека имени Пушкина, ко мне подошла девушка из книжного магазина на Кировке: «Нина Васильевна, наконец-то мы вас нашли! Каждый третий покупатель спрашивает у нас ваши книги. Давайте будем дружить, принесите их нам, мы будем рады!». Я столько лет ждала такого предложения. Сейчас получила. Мои книги можно купить на Кирова, 110. 

Фото Юрия Ермолина

Комментарии 0
    Новости по теме Нина Пикулева